Ремонт катушек

Oleg_GOR

Бывалый
Регистрация
4 Апр 2013
Сообщения
930
Возраст
56
Адрес
Подмосковье
Мне кажется все проще - катушке лет 15 и все это время она пахала и её никто ни разу не вскрывал)
Вот так катушки выглядят после 10 лет без ТО. Ничего похожего на "коррозию" и т.д. нет и в помине.


 
Последнее редактирование:

euggn

Старожил
Регистрация
28 Окт 2012
Сообщения
3,938
Возраст
61
Адрес
Москва
WD40 - не смазка вообще. Он вытесняет влагу, хорошо проникает, но потом превращается в "сухо и липко".
Пытаться им мазать что-то - безумие.

Силикон, для летней эксплуатации - нормален, так как им мазать можно (без противопоказаний) пластик, металлы - хоть резину - в любых сочетаниях. Он нейтрален, бесцветен, не вонючь, но, повторю - не лучшим образом годится для зимы.:)
В действительности - в динамике взглядов на то, "чем смазать катушку" отражается эпоха. :)

В годы моей юности механизмы катушек (конструктивно - те же самые, на основе всего двух "идей": червя и паровоза) смазывали литолом и "маслом для швейных машинок", которое продается по сей день (платиковые пизуречки в хозмагах, с "писалкой").
Катушки работали (бывало - ломались, некоторые работают по сей день, у меня есть живая немецкая довоенная, харьков 60-х и орион на отличном ходу, чуть помоложе - шекс и ротари титан). Причем считать их "вечными" - тоже лукавство, так как они энное время лежат и ими почти (или совсем) не пользуются - гонять их в хвост и гриву - чем не мажь, начнут помирать и сыпаться в силу объективой усталости материалов (от которой смазка - не поможет, это физика материалов), они ж не египетские пирамиды и не скалы, в конце концов. :)

Сейчас смазывание катушки превратилось в высокое искусство с элементами оккультизма и оттенком религии - но "средняя продолжительность жизни среднестатистической катушки" в век нанотехнологий и изобилия "прецизионных материалов" (которые рынок пытается нам скормить в явно избыточном разнообразии) - срок службы катух едва ли вырос. Объективно. По "средневзвешенному и массовому продукту" - даже наоборот.

Не сочтите за флуд и троллинг, но прямых аналогий - попой кушай, например - в том же содержании собак. В годы моей молодости любой пионер или пенсионер справлялся с их начальным воспитанием, подзывом и отучением жрать говно на улице. Хоть - по книге (необязательно на площадке). Сейчас - вырастает второе уже (на моих глазах) поколение "собачников", большинство которых считает, что учить собачку может только особо продвинутый, в жопу Богом поцелованный профессионал с открытой десятой чакрой, а отучить собаку всякую дрянь или гонять кур - вообще можно тольео используя шокер...

"Бытие", как всегда - "лежит посередине". Можно "отдаться" взглядам по всей "ширине поляны". Норавится перфекционизм - заморачивайся гонкой за технологией. Это тоже часть хобби и отдельное удовольствие.
Хочешь ловить рыбу, а в остальном - облегчить себе жизнь и не заморачиваться - можно ничего не усложнять - все равно катушка - по определению не должна летать в космос и жить вечно.
Да и надоедают они порой раньше, чем ломаются (появляются новые игрушки). Можно вообще не заморачиваться, если не забывать, в случае с собаками - старика Павлова (он ни разу не устарел, рефлексы какие были - такие и остались), а с катушками - опыт Шляпника из Алисы в стране чудес - не смазывать механизм сливочным маслом хлебным ножом. Не потому, что с маслом что-то "не так" - а потому, что могут "попасть крошки".

Коррозия матриалов механизма - конечно, наверное, "тема новая". Раньше их из такого говна не делали. как и с собаками - такого количества природных конченных придурков - не разводили.
Но тут я за естественный отбор - "лучше - в топку, чем плодить уродцев".
 

Степаныч

Старожил
Регистрация
17 Окт 2011
Сообщения
4,320
Возраст
71
Адрес
Магнитогорск
В действительности - в динамике взглядов на то, "чем смазать катушку" отражается эпоха. :)

В годы моей юности механизмы катушек (конструктивно - те же самые, на основе всего двух "идей": червя и паровоза) смазывали литолом и "маслом для швейных машинок", которое продается по сей день (платиковые пизуречки в хозмагах, с "писалкой").
Женя, как мои мысли прочитал, солидол - нутр, масло из писалки - в ролик лесоукладывателя, усё.
В прошлом году открыл пару катух, посмотрел, закрыл, смазал только ролик. В этом году даже не вскрывал, "а чё ей будет":D. Будет вдохновение, вскрою.
Ролики смазываю по нескольку раз за сезон. Был "опыт" надпиливания ролика шнуром лет шесть назад.
 

euggn

Старожил
Регистрация
28 Окт 2012
Сообщения
3,938
Возраст
61
Адрес
Москва
В принципе - "не сломалось - не чини" - внутри там редко чего нужно делать (хотя сейчас попадаются "сухие с новья" - новый маркетинговый ход? - или до них наконец долетела отечественная бессмертная мысля "экономика должна быть экономной"?) ролик обычно и есть "та самая деталь", что внимания требует. :)
Силикон, на самом деле - весьма заурядная смазка (не годная для высоконагруженных механизмов и высокотемпературной эксплуатации и не особо стойкая).
Но удобен в силу трех форм выпуска (жидкий, густой, спрей), нейтрален (смело можно смазать любой материал) не пахнет-не сильно "мажется" (в отличие от литола-солидола) и т.п. и обычно итак в машине есть - петлю-замок смазать, уплотнители перед холодами и т.п. Хотя в ролик - старое доброе швейное - самое оно.

Сейчас в сознание рыболовов внедряется мысль, что механизм рыболовной катушки - "анреально сложное высокотехнологичное изделие, испытывающее колоссальные нагрузки". Колоссальные - на мопеде из черной дыры выехать легче (ежели сперва его туда доставить). Причем эта же идея, к изумлению - подхватывается и тиражируется инженерами.
Из физики помнится, что механическая работа сопровождается выделением тепла.
Учитывая объективные особенности физического мира - смею предположить, что механизм любой (даже тысячебаксовой супер-пупер катушки) медленнее (и меньше нагружен) простейшей швейной машинки 19 столетия.
Иначе, пардон муа, ее после дюжины забросов - не удержать было б (руки бы жгла). :) Утрирую, конечно. Но где-то - "близко".
И особо извращаться с "космическим маслом" с ней беспонтово - так как с одной стороны - эта самая физика позволяет производителю лепить эти самые механизмы из всякого говна, с другой - говно невозможно "спасти" правильным подбором масла. Все равно развалится. Он не рассчитан на "перспективу".
 

euggn

Старожил
Регистрация
28 Окт 2012
Сообщения
3,938
Возраст
61
Адрес
Москва
Необязательно.
У многих добротных старых катушек кишки пребывают в идеальном состоянии. Свою "антикварную" я когда вскрывал - там не было ни малейшего износа и заводская смазка (я ей ловил мало, но до того, за полвека - ей всяко больше половили чем за "активные пара лет"). У шекса несколько лет смазка не чернела, старых риоби, "раньших" браунингов. Когда механизмы нормальные делали - ничего там не стиралось.
Это сейчас в обзорах их начинку элегантно именуют "деталями из светлого (или темного) металла", тонко намекая, что это "о многом скажет посвященному". А по сути - силумин пористый, он и стирается, как мел.
Опять же - чем не мажь.
 

Oleg_GOR

Бывалый
Регистрация
4 Апр 2013
Сообщения
930
Возраст
56
Адрес
Подмосковье
Похоже катушка юзалась раз в месяц и только летом)
Да, использовались только летом. Один-два раза в неделю. Последние несколько лет использовались очень редко конечно.

Необязательно. У многих добротных старых катушек кишки пребывают в идеальном состоянии. Свою "антикварную" я когда вскрывал - там не было ни малейшего износа и заводская смазка (я ей ловил мало, но до того, за полвека - ей всяко больше половили чем за "активные пара лет"). У шекса несколько лет смазка не чернела, старых риоби, "раньших" браунингов. Когда механизмы нормальные делали - ничего там не стиралось.
Именно так, это старая Эксия и Регал.

Это сейчас в обзорах их начинку элегантно именуют "деталями из светлого (или темного) металла", тонко намекая, что это "о многом скажет посвященному". А по сути - силумин пористый, он и стирается, как мел. Опять же - чем не мажь.
И опять "в точку". Только опять повторюсь, сейчас и смазки такие же "хитрые". Присадок там больше, чем "нефти". Опять же, борьба за дешевизну и "узкую специализацию". Буквально цитирую полученное утром резюме из сервисцентра по выходу из строя одного оборудования: "Сделали тест на кислотность масла - там КИСЛОТА!!! Причину ее появления объяснить не можем". Во блин как, и заметим, это не Китай, а Италия, на гарантии и обслуживаемая официалами.
 

euggn

Старожил
Регистрация
28 Окт 2012
Сообщения
3,938
Возраст
61
Адрес
Москва
Не знаю, из чего теперь какое масло - потому, без затей - и юзаю банальный силикон - он нейтрален и обладает одной из самых широких, среди смазок, "полосой совместимости" (шире только у PFPE, но трудно представить, зачем ей заморачиваться ради "бытовых нужд") - но по материалу - "всё украдено до нас".

Известно, что при разборе катушек нужно ставить метки. Можно - маркером (но по смазанным частям он "не рисует") - можно - царапнуть.
Царапнуть метку в "сделанном из высококачественной стали" (темной или светлой, с применением космических технологий) "современном и высокоточном механизме" - очень легко чем угодно - отверткой, гвоздиком, хоть выпрямленной скрепкой. Практически так же легко, как в "презренных кишках низкопробных китайцев" (разницу в усилии вы не заметите).
Но вас ждет разочерование, если вы захотите с такой же легкостью покарябать звездочку двадцатилетнего биомастера, "черной" Т-дайвы, сламмера или весьма недорого файрберда начального уровня. Не особо там царапается. Даже в нашем орионе (который, в общем то, был "образцом" только на фоне ЛЭМЗов с дельфинами).

Это опять же - физика материального мира, которая - в ощущениях. :)
 
Регистрация
1 Июн 2005
Сообщения
2,232
Возраст
63
Адрес
Москва
А порошковый тефлон можно как смазку для катушек использовать?
 

euggn

Старожил
Регистрация
28 Окт 2012
Сообщения
3,938
Возраст
61
Адрес
Москва
PTFE (на основе тефлона) смазки похожи на силиконовые и PFPE по совместимости (с эластомерами и другими смазками), имеют более широкий рабочий диапазон по температуре.
Несколько дороже и менее "ширпотребны" (не так широко распространены в продаже), чем силикон.
По идее - никаких "противопоказаний" нет, должна быть лучше силикона - не знаю только, насколько удобно смазывать порошковым тефлоном (даже в форме распыляемой смеси, аэрозоль) - вряд ли его можно легко загнать туда, куда мы капаем жидкую смазку.
Спрей хорош чтобы снаружи "законсервировать", по швам, шпулю побрызгать (хотя вообще-то сало - лучше силикона, либо я ностальгирую по временам, когда мог иногда половить зимой), что-то "освежить по быстрому", экспресс-смазкой...
А именно как смазка используется жидкий силикон (при помощи шприца, раньше ценник на пузырек или уже заправленный шприц был 12-70 р, что теперь - не знаю) или густой из тюбика.

В качестве "компромисса" в автомагазинах сейчас есть смазки силикон с тефлоном - возможно, есть и жидкие и всякие.
Должна, по идее, работать не хуже, а даже лучше силикона (а он и сам вполне неплох).
Я пока не пробовал - "от добра добра не ищут", пока силикон устраивает.
 

euggn

Старожил
Регистрация
28 Окт 2012
Сообщения
3,938
Возраст
61
Адрес
Москва
2 Олег: к катушкам это ОФФ (по поводу того, что вы написали про ваш завод) - прав ваш технолог, что запрещает мазать силиконом что ни попадя. Так как им никогда нельзя мазать сильно нагревающиеся в процессе работы узлы - нагреваясь, силикон увеличивает вязкость вплоть до состояния твердого тела. Именно на основе этих его свойств работают вязкостные муфты (в системах охлаждения и трансмиссии) автомобилей.
Естественно, если помазать им "горячие" узлы - к ним скоренько придет "цедзип".
Это, кстати, следует иметь ввиду автовладельцам - чтобы никогда не пытались "на скоренько сбрызнуть" силикончиком что-нибудь "скринувшее-пискнувшее" в движке (типа вала какого-нибудь). Лучше - пусть попищит до мастерской, чем окончательно словит клина, не успеете закрыв капот отъехать.
Педали-тросики-уплотнители-петли - пожалуйста, там он выше всяких похвал. Но в "гоячее" - ни-ни.

В катушках мы с сильным нагревом механизмов-роликов никогда не сталкиваемся - эти якобы "высоконагруженные" устройства не нагреваются до сколь-нибудь высоких температур, тем более до таких, при которых густеет силикон - никогда - даже если "экспериментально" поставить крутить ручку посменную бригаду рабов в Сахаре. Ручка раньше отвалится. :)
 
Последнее редактирование:

Oleg_GOR

Бывалый
Регистрация
4 Апр 2013
Сообщения
930
Возраст
56
Адрес
Подмосковье
2 Олег: к катушкам это ОФФ (по поводу того, что вы написали про ваш завод) - прав ваш технолог, что запрещает мазать силиконом что ни попадя. Так как им никогда нельзя мазать сильно нагревающиеся в процессе работы узлы
Не... это механник запрещает, технолог как раз заставляет брызгать. И как раз туда, где горячо. В пресс-формы, там температура расплава в рабочей зоне от 230 до 260 градусов. :D Не все однозначно в нашем мире....

Оба писали про WD-40. Это суть - уайт-спирит с присадками. А в аннотации (и интернете) читали что пишут? "WD-40. По своим качествам этот аэрозоль превосходит показатели традиционных легких смазочных веществ, дисперсионных масел, водоотталкивающих веществ, силиконовых аэрозолей." Во как... :eek: И мажут ведь...

По смазкам повторюсь, чайник я, но с двумя образованиями инженера механника и технолога, и всю жизнь на заводах проработал. Исходя из опыта: ну не буду я мазать не будучи уверенным. И если знаю, что жидкую смазку (от любой Ш, или Д, и т.п.) я могу заменить обычным индустриальным маслом И-20 без ужудшения эксплуатационных свойств, то с густой намного сложнее. Те что поспорят с Д и Ш и т.д., продают бочками, и стоят они как чугунный мост и везти из-за бугра нужно. Ну и "нахрена козе баян"? Есть смазки от Пенн, Абу Гарсия и т.п. за две копейки ведро. Чего я буду голову ломать?

И на последок еще одна страшная сказка. Решил под зиму личинки у замков авто промазать, для профилактики так сказать. Купил специальную смазку именно для личинок от очень крутой фирмы. Ну и что? Обе личинки на утро заклинило вмертвую. Про "танцы с бубном" рассказывать не буду, но кое-что нового пришлось узнать о свойстве смазочных материалов Германии, Японии, Кореи и т.д. Благо грамотные люди нашлись. Вот как думаете, возьму я теперь в руки смазку досконально не изучив ее? Вот и я о том же. Фирма, реклама, цена... понты все это. Все чисто ИМХО конечно.
 

euggn

Старожил
Регистрация
28 Окт 2012
Сообщения
3,938
Возраст
61
Адрес
Москва
:D Олег, все верно - в пресс-формы силикон льют не для смазки, а чтобы то, что в них - хорошо отлипало. Некоторые пресс-формы вообще из "твердого" силикона делают. В формы не только масла льют (чтоб отлипло потом) - там и порошки всякие используются, главное - чтоб изделие от стенок хорошо отошло и гладкое получилось. О смазывающих свойствах заботы нету - в старину вообще толченый мел пользовали - он же ни разу не смазка, а абразив злющий. А в прессах - нормуль. ;)

При высоких температурах силикон нелинейно увеличивает свою вязкость. Повторю - именно он в основе всех жидкостей в автомобильных "вязкомуфтах" (в охлаждении и системах полного привода). Причем старые вязкомуфты многих машин от "карлсона" можно перезаправлять и самостоятельно (я сам это делал) обычным жидким силиконом, особо не заморачиваясь его составом (и на машине с АКПП это делать предпочтительнее, чем "контрить ее железом"). С трансмиссией сложнее - там нагрузки другие и "обычным силиконом" не обойдешься, а производители настаивают, что они "необслуживаемые". Но сейчас наши Кулибины некоторые муфты научились перезаправлять (не "технически" - это нехитрое дело как раз, они как раз состав подобрали, это похитрее) и делают это, с гарантией. И презаправить ее за 6 рублей гораздо "интереснее, чем покупать новую (с разбора такие вещи брать нельзя) с ценником от килобакса за оригинал. ;)

Я не технарь ни разу, но руководствуюсь здравомыслием и не люблю лишних "заморочек".
Исходя из этого, насчет обсуждаемых смазок есть следующие субъективные соображения (на истину - не претендую).

- новые катушки принципиально отличаются от старых преимущественно "стремным" материалом (экономия), но никак не конструктивно. Поэтому такие масла, как старая добрая веретенка и т.п. не могут "устареть", если они нейтральны по составу.
- все масла для автомоторов содержат моющие присадки. Сиречь - растворители. Они рассчитаны на химически стойкие материалы автомоторов, но никак не на "пластилин с говнолином" из которого норовят делать катушку. Естественно, эти масла могут тупо растворять их потрох, считая его "грязью и отложениями".
Вывод - любые моторные масла применять в катушках не следует ни в каком количестве. Ни в чистом, ни в смешанном виде. Даже по форс-мажору (уж лучше тогда трансмиссионку для АКПП - она более нейтральна).
- масла имеют разную совместимость по присадкам, эластомерам и материалам применения. Следовательно, для подмазывания катушки (без удаления всей имеющейся смазки с последующей промывкой) это надо учитывать. И иметь в виду, что там есть разные соединения - метал-металл, металл-пластик и все это бывает какое попало разное (пример - тот же рыгал - корпуса которого у китайцев и въетнамцев - из разной пластмассы).

Следовательно, если пустить мимо ушей воющий флуд маркетологов (задача которых прямо противоположна нашей - нам нужно взять, то что нужно, а их задача - убедить нас купить ненужное) и всяких "шаманов" - в конце концов нам нужно брать нейтральное масло, с хорошей совместимостью и без особых "претензий" (в катушках - небольшие, сравнительно, скорости и нагрузки). Еще бы хорошо - не вонючее, не сильно пачкающееся и доступное.

Обозрев ассортимент - всем параметрам удовлетворяют полимерные кремнийорганические (силикон) и фторуглеродные смазки (тефлоновая, PTFE и фторопластовая PFPE). Некоторые из них являются смесями друг с другом.
Силикон - самый "простой-доступный", если есть желание - можно и"побогаче гульнуть" (особой разницы не будет).

Здесь же, замечу - касаемо смазок "специально для катушек" - те, кто их делает - никак не идиоты. Учитывая анекдотический (в обще-бытовом масштабе) объем рынка этих смазок - НИКТО НЕ ДЕЛАЕТ ИХ СПЕЦИАЛЬНО. Я полагаю, что это "перефасованный" и продаваемый с накруткой тот же продукт, к которому можно прийти по нормальной логике. ;):D
И это, замечу так же - похоже, единственные в торговле масла, которые продаются совершенно незаконно. Так как производитель в цивилизованном мире обязан предоставить покупателю информацию о продукте. Любой производитель смазок держит в секрете состав и некоторые присадки, но основу он указывает ОБЯЗАТЕЛЬНО. На любое масло.
На смазку для катушки вы эту информацию не найдете ни за что. Дальше заклинаний "проникающее" или пространных заявлений "минеральное (или синтетическое") вы ничего не выясните ни в одном источнике.
Что лишний раз позволяет предположить, что "пиджак тот же самый, но с перламутровыми пуговицами". Можно в это верить, можно - нет, но что-то мне подсказывает, что эти "пизурьки от брендов" - обычное "бытовое" маслице не самого высокого пошиба.
Ибо если бы их действительно делали "специально" - они бы стоили не столько, сколько стоят. А как неограненные брильянты (в мелком опте). :p
 
Последнее редактирование:

Vadkh

2
Регистрация
26 Апр 2012
Сообщения
3,899
Возраст
66
Адрес
SPb
Ребята, не трахайте себе и другим мозги, вместо фирменных густых смазок, можно применить любую молибденовую смазку на основе бентонита, а не лития.
Соли лития при соединении в водой вымываются и образуют щелочи, которые жрут алюминиевые сплавы. Масло - берите хоть веретенку. На фрикционные шайбы можно и силиконовую, при высыхании сцепление будет только лучше. ИМХО.
 

tutsan

Старожил
Регистрация
21 Авг 2009
Сообщения
5,123
Адрес
Москва
Вадим, а у меня на банке с литиевой смазкой написано что она с водой дружит.
Смазка литиевая
Применяется для смазки подшипников качения подшипников скольжения работающих при нормальных нагрузках на малых и средних частотах вращения, стойкий к высоким температурам, а также как универсальный пластичный смазочный материал, как в качестве общей смазки механизмов, так и для смазывания ответственных мест.Гарантирует хорошие уплотнение и прочность при мокрой или пыльной поверхности.
• Рабочая температура : от -30 ° C до +120 ° C
• Защищает от коррозии.
 

Vadkh

2
Регистрация
26 Апр 2012
Сообщения
3,899
Возраст
66
Адрес
SPb
Вадим, а у меня на банке с литиевой смазкой написано что она с водой дружит.
Cама смазка дружит, но композиция алюминий, литивый загуститель и вода. Если бронза, сталь то смазки с литием в добрый путь.
 

euggn

Старожил
Регистрация
28 Окт 2012
Сообщения
3,938
Возраст
61
Адрес
Москва
tustan не спорь - он прав. И в том, что дорогим (пусть не финансово - а сардцу) катухам этот молибден "полезней" - тоже прав. Только густая (та, которая "имеет смысл") стоит сейчас либо - от 500 р. в тюбике-банке - либо ее надо купить 200 кило в бочке). :D
Кроме того, бентонит, как основа - несовместим практически ни с чем - только САМ с СОБОЙ (поэтому "домазывать" вы будете уповая на удачу и авось, а по-хорошему, "не забивая мозг" - нужно вымыть старую смазку, которая неизвестно на чем - и потом класть свою).

Вадим, сведения о совместимости смазочных материалов доступны в сети. Несовместимость чревата непредсказуемым изменением свойств, в автомобиле - это быстрая "ловля клина", в ненагруженной катухе - в зависимости от "запаса прочности" процесс может быть растянут. Т.е. реально качественная катушка верхнего ценового сегмента может бессимптомно пережить это долго, бюджетник - помре быстро...

Так же, похоже, вы путаете "силикон с силиконом". ;) Высыхает и "липнет" - спреевый (и тоже - не всякий), но он и не для "нутра" - им можно "консервировать" снаружи (швы, ЛКП, "снугок") и спрыскивать плеть, шоб скользила - а из шприца и тюбика - ничем не уступят "раньшим" циатимам-литолам-веретенкам - работают, при периодическом "освежении" - долго, беспроблемно и пить-есть - не просят.
 
Последнее редактирование:

euggn

Старожил
Регистрация
28 Окт 2012
Сообщения
3,938
Возраст
61
Адрес
Москва
ЗЫ. По совместимости (чтобы долго не искать, очень коротко) - можно глянуть, например, http://www.mssoil.ru/allabout/grease/8/

Похожие данные есть по более широкому спектру смазок и материалов.
Не надо верить продавцам и рекламщикам.
Лучшее, на что нужно рассчитвать - собственные органы чувств и мозг. :)
 
Сверху