slvn
Бывалый
Попытаюсь объяснить "на пальцах". Первый аргумент - нельзя сравнивать высоконагруженные механизмы в а/м с механизмом рыболовной катушки.Хотелось бы узнать веские аргументы против автомасел в катушках, а не мнение.
Я уже лет 6 смазываю катушки автомаслом (с ежегодным полным разбором всего механизма), смешанным из двух составляющих.
Литол + ЛЮБОЕ МИНЕРАЛЬНОЕ моторное масло.
Кстати, Литол - это специальная смазка для высоконагруженных механизмов (подшипники ступиц). Именно такая смазка нужна в главной червячной паре катушки. Даже немного разбавленная моторным маслом она не теряет этих качеств.
В катушке высоконагруженным является гипоидная пара шестерней. И тут первое - материал самой пары отличается по твердости от материалов в автомобиле в разы, а второе - это специфический тип редуктора, в котором много уходит именно на трение скольжения. Более того - в катушке это не редуктор, а мультипликатор - т.е. редуктор с повышающей передачей, соответственно требования по снижению трения к нему на порядок выше. Бронзовая часть пары делается для быстрой притирки и снижения ударных нагрузок. Она по сути мягкая, автомобильные нагрузки ее бы просто раздавили.
Литол - грубая смазка, содержащая крупные частицы, а поверхность трения в зацеплении шестерен - считанные квадратные миллиметры. Как правило смазка просто выдавлена наружу, а в зацеплении ее не остается. Крупные частицы работают, как абразив, а выдавленная наружу лишняя смазка снижает кпд всего механизма, который и так невысок. Эта лишняя смазка легко доходит до тех же подшипников, в которых ее уж точно не должно быть. После заполнения смазкой при т.о., конечно, может сложиться впечатление, что катушка стала, как новая, но это до первой серьезной нагрузки, пока эта грубая смазка не выдавится из области зачепления ведущего колеса. Более чистый и мелкодисперсный ЦИАТИМ-221 и то предпочтительней для г.п., чем любой с.м. для шрус а/м.
Я не спорю, что мог получиться неплохой состав при разбавлении определенным минеральным маслом. Но это просто вопрос везения. Тот же литол продается совершенно разной степени чистоты.
По остальным вариантам от а/м и не только:
Графит просто неприемлем. Неужели кто-то думает, что частички графита в смазке нужной дисперсности? Это крупные грубые частицы, которые работают, как абразив. Основа - солидол, по способности смачивания еще хуже литола.
Прочие смазки фирменные для шрус с различными агрессивными присадками помимо вышеперечисленного содержат агрессивные компоненты, они могут непредсказуемо взаимодействовать с материалом шестерен катушек, который по своей сути достаточно активный металл. Есть масла от дайвы с похожими присадками, но это масла для определенных катушек с определенными материалами ведущей пары.
В общем, думайте сами, решайте сами. Если обратиться к любому мастеру по катушкам, повидавшему их много, думаю, что он много скажет о том, как ненадлежащие масла убивают катушки раньше времени.