Ремонт катушек

slvn

Бывалый
Регистрация
26 Авг 2013
Сообщения
784
Возраст
49
Адрес
Санкт-Петербург
Хотелось бы узнать веские аргументы против автомасел в катушках, а не мнение.
Я уже лет 6 смазываю катушки автомаслом (с ежегодным полным разбором всего механизма), смешанным из двух составляющих.
Литол + ЛЮБОЕ МИНЕРАЛЬНОЕ моторное масло.
Кстати, Литол - это специальная смазка для высоконагруженных механизмов (подшипники ступиц). Именно такая смазка нужна в главной червячной паре катушки. Даже немного разбавленная моторным маслом она не теряет этих качеств.:thumbup:
Попытаюсь объяснить "на пальцах". Первый аргумент - нельзя сравнивать высоконагруженные механизмы в а/м с механизмом рыболовной катушки.
В катушке высоконагруженным является гипоидная пара шестерней. И тут первое - материал самой пары отличается по твердости от материалов в автомобиле в разы, а второе - это специфический тип редуктора, в котором много уходит именно на трение скольжения. Более того - в катушке это не редуктор, а мультипликатор - т.е. редуктор с повышающей передачей, соответственно требования по снижению трения к нему на порядок выше. Бронзовая часть пары делается для быстрой притирки и снижения ударных нагрузок. Она по сути мягкая, автомобильные нагрузки ее бы просто раздавили.
Литол - грубая смазка, содержащая крупные частицы, а поверхность трения в зацеплении шестерен - считанные квадратные миллиметры. Как правило смазка просто выдавлена наружу, а в зацеплении ее не остается. Крупные частицы работают, как абразив, а выдавленная наружу лишняя смазка снижает кпд всего механизма, который и так невысок. Эта лишняя смазка легко доходит до тех же подшипников, в которых ее уж точно не должно быть. После заполнения смазкой при т.о., конечно, может сложиться впечатление, что катушка стала, как новая, но это до первой серьезной нагрузки, пока эта грубая смазка не выдавится из области зачепления ведущего колеса. Более чистый и мелкодисперсный ЦИАТИМ-221 и то предпочтительней для г.п., чем любой с.м. для шрус а/м.
Я не спорю, что мог получиться неплохой состав при разбавлении определенным минеральным маслом. Но это просто вопрос везения. Тот же литол продается совершенно разной степени чистоты.
По остальным вариантам от а/м и не только:
Графит просто неприемлем. Неужели кто-то думает, что частички графита в смазке нужной дисперсности? Это крупные грубые частицы, которые работают, как абразив. Основа - солидол, по способности смачивания еще хуже литола.
Прочие смазки фирменные для шрус с различными агрессивными присадками помимо вышеперечисленного содержат агрессивные компоненты, они могут непредсказуемо взаимодействовать с материалом шестерен катушек, который по своей сути достаточно активный металл. Есть масла от дайвы с похожими присадками, но это масла для определенных катушек с определенными материалами ведущей пары.
В общем, думайте сами, решайте сами. Если обратиться к любому мастеру по катушкам, повидавшему их много, думаю, что он много скажет о том, как ненадлежащие масла убивают катушки раньше времени.
 

Boyarin

Бывалый
Регистрация
15 Май 2009
Сообщения
886
Возраст
60
Адрес
г.Йошкар-Ола
В общем, думайте сами, решайте сами.
Спасибо, что ответил. Неверующим и этого достаточно.

Если обратиться к любому мастеру по катушкам, повидавшему их много, думаю, что он много скажет о том, как ненадлежащие масла убивают катушки раньше времени.

Эту фразу могут обратить и сказать,- "Что мастера наговорят всего, что бы только сам не лез, а им отдавал".
 

Egor

Старожил
Регистрация
27 Окт 2008
Сообщения
2,505
Возраст
76
Адрес
Москва Сокольники
Литол - грубая смазка, содержащая крупные частицы,
Сори, но после таких утверждений дальнейший спор просто бесполезен.
К сведениею, Литол применяется ТОЛЬКО в подшипниках ступиц передних и задних колес, и обладает БОЛЬШОЙ прочностью поверхностной пленки в зоне контакта ролика и обоймы подшипника.
А по твоему утверждению, так в литоле почти что песок.
У меня две катушки разных производителей и рыбачил я ими очень часто, благо уже на пенсии. За 6 лет при такой интенсивной эксплуатации (по твоей теории о смазке) они должны были рассыпаться еще 5 лет назад.
Я тебе про факт, а ты мне про теорию.
Впрочем смазывай чем хочешь. И поменьше слушай "мастеров" по ремонту катушек. Это их бизнес - отсюда и ихние пугалки про другие масла.
Я предложил ПРАКТИЧЕСКИЙ состав масла для катушек, который любой чел даже в глухой провинции сможет сварганить без риска для жизни катушки.
И не пугай народ крупными частицами в литоле. :thumbdown: Их там НЕТУ.:thumbup:
ЗЫ: В ШРУЗАХ используется смазка ШРБ, а не литол и про ШРБ я ничего не писал.
ЗЫ:ЗЫ: Если вместо моторного масла в моей смеси использовать трансмиссионное - ТАД17, то будет еще лучше. Обе смазки имеют повышенную прочность масляной пленки в высоконагруженных узлах трения.
 
Последнее редактирование:

slvn

Бывалый
Регистрация
26 Авг 2013
Сообщения
784
Возраст
49
Адрес
Санкт-Петербург
Я предложил ПРАКТИЧЕСКИЙ состав масла для катушек, который любой чел даже в глухой провинции сможет сварганить без риска для жизни катушки.
Про глубинку все ясно. Мне тоже сейчас вот прямо нормальное масло взять негде. Остатки кончились. Но я не тороплюсь, потому что некоторые катушки жалко. Игорь, у нас еще, наверное, разные среднестатические нагрузки. У меня чаще ловля на течении. А в плане альтернативных масел, когда других нет, или нет денег, или катушка простая, так лучше ЦИАТИМ-221 - масло для более тонких механизмов, в котором по гостам примесей не должно быть вообще. Это моя имха. Каждый решает сам, еще раз.;)
 

Sергей

Бывалый
Регистрация
14 Дек 2010
Сообщения
224
Возраст
46
Адрес
Санкт-Петербург
Ребята, по-моему, проблема не стоит выеденного яйца.
В магазинах любых смазок полно.
Причем и дешевые есть, есть средней ценовой категории, есть и дорогие.
Зачем изобретать велосипед?
Купил 2 баллончика - хватит не на один год!
 

Голец

Бывалый
Регистрация
29 Янв 2011
Сообщения
127
Адрес
Москва
Egor, справедливости ради, поделюсь и своим опытом. Литолом в конце 90-х убил две катушки подряд. Банакс, бывший в те времена ещё Bando (ISOшка, модель с бесконцом) и псевдоматчевый Silstar. Да-да, была такая фирма :D.
Литол - смазка для очень высоконагруженных узлов. Для гипоидов катух,на мой взгляд, и взгляд имевшихся у меня катух, подходит не очень.
А вот на техническом вазелине Страдик работает с 98-го года :D.
 

Starnak

Administrator
Команда форума
Регистрация
31 Дек 2004
Сообщения
21,578
Egor, справедливости ради, поделюсь и своим опытом. Литолом в конце 90-х убил две катушки подряд.
У литола есть один большущий минус, он на морозе мерзнет, катушка еле крутится. Не знаю, может быть, если развести его жидким маслом, будет лучше, но как по мне, так лучше за 500 р. купить 2 баночки на всю оставшуюся жизнь и не заниматься колхозом.
 

Boyarin

Бывалый
Регистрация
15 Май 2009
Сообщения
886
Возраст
60
Адрес
г.Йошкар-Ола
Если кому интересно то вот масло, которое считается очень хорошим для катушек ARDENT Reel Butter Reel Oil. В России стоит 600-650 руб. За бугром намного дешевле.
 
Последнее редактирование:

Egor

Старожил
Регистрация
27 Окт 2008
Сообщения
2,505
Возраст
76
Адрес
Москва Сокольники
Не знаю, может быть, если развести его жидким маслом, будет лучше.
У меня сложилось ощущение, что прочитав в моих постах название смазки "Литол" все думают, что я использовал ее в чистом виде.
Отсюда и такие отзывы. Консистенция моего рецепта такая, что она ПОЛНОСТЬЮ аналогична заводской смазке, ни гуще и не жиже.
Первое ТО делал 6 лет назад и использовал литол в чистом виде без разбавления. Сразу понял, что масло густое даже в теплую погоду. Тут же опять разобрал, все промыл керосином, продул, просушил, и смазал "смесью". С тех пор смазываю этим составом и никаких проблем. У меня ТВЁРДОЕ ПРАВИЛО, - никогда и ничего не советовать, если я не проверил это многократно на собственном опыте.;)
Что касается высоких нагрузок, то эта проблема скорее в голове, а не в катушке. Если корчевать коряги или тащить рыбу вращая мясорубку, то НИКАКАЯ катушка долго не проживет. Кстати, я часто вижу такую картину на берегу, когда зацепы и крупняк тащат только катушкой.:eek: Мой бывший сосед по даче (уже съехал) ничего не мог с собой поделать. Как почувствует рыбу на крючке, - мосх выключается и он крутит со всей дури, пока не оторвет губу, или не порвет поводок. Неизлечимый, и я перестал его лечить.
У меня спиннинговая привычка работать с зацепами и крупными трофеями ТОЛЬКО методом выкачивания. :thumbup:
 

tutsan

Старожил
Регистрация
21 Авг 2009
Сообщения
5,123
Адрес
Москва
Игорь, а почему моторное масло? И минералка.... Я бы, на твоём месте, попробовал с трансмиссией, причём с синтетикой. Моторное масло содержит много щёлочи, что негативно может повлиять на пластиковые детали. Ты наверное в курсе, что масляные шланги в машине, если будут не из маслостойкой резины, их разъест на х;%. А вобще согласен, для каждой смазки своё назначение. Для катушек своя, для моделизма своя, для паровоза своя....
 

Egor

Старожил
Регистрация
27 Окт 2008
Сообщения
2,505
Возраст
76
Адрес
Москва Сокольники
Игорь, а почему моторное масло? И минералка.... Я бы, на твоём месте, попробовал с трансмиссией, причём с синтетикой.
Ниже в своем посте я озвучил, что трансмиссионка луче моторного. Что касается синтетики, то вполне соглашусь с твоим мнением. Просто на даче было минеральное моторное масло и литол. С этим и химичил.
Я не знаю состав фирменного масла именно для катушек. Может оно тоже синтетика.
Просто есть собственный опыт многолетнего использования смеси минералок из двух смазок.
Щаз конечно не 90е годы и в магазах много разных смазок, но в глубинке и зарплаты не те, и выбор похуже. Мой рецепт для малообеспеченных и не избалованных обилием выбора. Им ведь тоже порыбачить хоцццца без риска убить катушку.
Я и кормушку "родил" для малоимущих.;) хотя прекрасно понимаю, как больно ударил по производителям разных КОРУМОВ И псевдоФОКСов.
 

Dalexer

Старожил
Регистрация
22 Мар 2009
Сообщения
3,659
Адрес
Мск
Есть ли у кого-то опыт или мнение по поводу использования CASTROL LMX LI-KOMPLEXFETT для главной пары?
Я использовал при сильном морозе катушка становится практически неработоспособной.
Сейчас купил синтетическую консистентную смазку с очень большим температурным диапазоном использования как от "-" так и до "+", осталось только перебрать катушки и затестить на НМР.
 

Евгенич

Вячеслав
Регистрация
9 Апр 2009
Сообщения
1,677
Возраст
58
Адрес
Москва СВАО
При установке душевой кабины,осталась какая то прозрачная водоотталкивающая смазка для роликов раздвижных дверей. В одну из катух напихал этой дряни,сезон отпахала без проблем. Проверял на морозе,при минус 20 пашет как при +30:D
 

slvn

Бывалый
Регистрация
26 Авг 2013
Сообщения
784
Возраст
49
Адрес
Санкт-Петербург
При установке душевой кабины,осталась какая то прозрачная водоотталкивающая смазка для роликов раздвижных дверей. В одну из катух напихал этой дряни,сезон отпахала без проблем. Проверял на морозе,при минус 20 пашет как при +30:D
Силиконка с добавкой тефлона
 

Голец

Бывалый
Регистрация
29 Янв 2011
Сообщения
127
Адрес
Москва
Кстати, о силиконке с тефлонкой :D. Уже чёрт-те сколько времени пользую Abu Silicote, купил по случаю у нас. Сейчас можно найти и на ebay. Тут полностью согласен с Дмитрием: тюбика воистину на полвека: лет 12 им пользуюсь, извёл от силы половину. Конкретно эта смазка прекрасно подходит для катух с низкой передачей, от 5/1 и ниже, таковых у меня с пяток точно наберётся. Скажем, легендарнейший Mitchell Quartz, понахватавший на EffTex-97 призов за дизайн и технические решения, на этой силиконке у меня пашет с 98-го года, включая и зиму, не подавая признаков смерти.
На быстрые катухи силиконку применять плохо: она уж очень густая и липкая, катушку крутить просто-напросто тяжело. Матчевые скоростные катушки прекрасно работают на ВТВ.
Кстати, неистово плюсую по поводу морозилки. Этим нехитрым способом можно много нового узнать о катушке, Например, то, что при ловле в тепле она имеет лёгкий, подчас, даже расхлябанный ход, а чтоб ловить на морозе, из неё ещё шайбы выкидывать придётся, иначе не провернуть. Катушкам, эксплуатируемым зимой, такие испытания устраиваю.
 
Последнее редактирование:
Сверху