С праздником Победы!
Помянем тех,кто отстоял Родину ценой жизни.
Вечная им память!
п.с. Такая уж у нас,рыбаков,участь. Порой пробираясь непроходимыми тропами,открывать для себя и не только(по возможности делиться своими открытиями с окружающими),с неизвестными многим памятниками и следами Великого Подвига нашего народа.
История одного ДОТа.
http://s019.radikal.ru/i632/1302/b3/10ef5e7e6708.jpg
" Многоуважаемый секретарь, письмо Вам от незнакомого товарища из далекого Казахстана, члена КПСС Калилаханова Танирбергена.
Я пишу Вам письмо накануне нового 1969 года, который нас подводит к Великому празднику -100- летию Владимира Ильича Ленина, который является символом дружбы и братства всех народов Советского Союза.
Я слышу, что из года в год поднимается экономика и культура родной Молдавии, что до неузнаваемости изменился облик города Дубоссары, поблизости от которого построена новая мощная гидроэлектростанция.
Я радуюсь достижениям Молдавии, особенно города Дубоссары, где мне приходилось проливать свою кровь в первые дни Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Правда я тогда был молодым бойцом и комсомольцем. А теперь мне более 50 лет и являюсь коммунистом с июля 1941 года, когда защищал подступы города Дубоссары, дал клятву родине, что остаюсь ей верным до конца и просил партийную организацию 72-го отдельного пулеметного батальона Тираспольского укрепрайона - считать меня коммунистом, если меня убьет враг в этом бою. Как видите, я один из тех, кто вместе с коммунистами и героическими жителями города Дубоссары, обжигался огнем пожара и задыхался под густой пылью разрывающихся вражеских бомб, в те далекие дни, когда превосходство сил находилось на стороне немецко-фашистских оккупантов.
Конечно, я не был единственным, а одним из тех, многих сыновей советского народа, которые грудью отстояли свободу и независимость родного молдавского народа. Со мною случилось особое приключение. Теперь вспоминая прошлое, решил сообщить об этом Вам и в вашем лице всем коммунистам и жителям города.
В числе других казахстанцев я прибыл в Дубоссарский район осенью 1939 года, до начала Великой Отечественной войны, нес пограничную службу, окончил полковую школу 73-го отдельного пульбата, стал младшим командиром, в 1940 году – заместителем политрука роты того же пульбата.
Однажды в числе представителей пограничного войскового гарнизона участвовал на районном слете представителей сельского хозяйства района.
В первые дни начала войны, командование направило меня в сформированную 72-ой пульбат в районе города Дубоссары в качестве ответсекретаря комсомольской организации части. На этой должности я руководил боевыми действиями молодых бойцов-комсомольцев по обеспечению переправы на реке Днестр. Прикрывали эвакуацию гражданского населения из города Кишинева.
В дни форсирования реки Днестр немецко-фашистскими войсками в районе «Кошницкого мешка» мне приходилось по поручению командования, вести группы бойцов на ночные операции, где освобождали своих, гарнизон, оказавшихся в блокированных Дотах фашистами. Одним из таких гарнизонов, в освобождении которого пришлось участвовать мне, была артиллерийская батарея, что на угловой возвышенности, кажется юго-восточнее города Дубоссары, на левом берегу реки Днестра. Если я не забыл, это было ночью с 25 на 26 июля 1941 года.
В течение 26 июля я находился по поручению командования батальона, при гарнизоне старшего лейтенанта Чеховского, который оборонялся в пулеметном Доте- системы «блокгауз», расположенной на восточной стороне Дубоссары. В этом доте, точный расчет которого я сейчас забыл( 647 или другие цифры), было установлено три станковых пулемета. Там, кроме меня, казаха, находились украинцы Чеховской, Заярный, русский Симонов, грузин Капанадзе и другие представители различных советских национальностей.
Дело в том, что к концу 26 июля наш гарнизон был окружен и угрожала блокировка Дота. В связи с этим, чтобы сохранить живую силу и боевое оружие, командование приказало гарнизону оставить дот и отступить на следующий рубеж. И так, все остальные бойцы гарнизона отступили, только я, получивший тяжелое ранение накануне отступления, не мог идти, был вынужден вползти в Дот и сделать перевязку… . Пока я перевязывался, вражеское подразделение блокировало Дот, и я решил закрыть все двери и амбразуры Дота, чтобы не сдаться врагу без сопротивления.
В первые минуты блокировки Дота 3 вражеских солдата вошли во дворик Дота, думая, что здесь никого нет. Но я был уже наготове, через ружейные заслонки боевого каземета расстреливал всех их пистолетом. В дальнейшем враги угрожали взрывом Дота, предлагали сдаться и т.п.. Но я хранил молчание и каждую попытку врага войти в Дот – встречал огнем пистолета. Отчаявшийся враг близко подкатывал пушки – в упор расстреливал по амбразурам, бомбил самолетом сверху и наконец зажег Дот, окутав его огнем со всех сторон, особенно амбразуры и дворик. Трудно было держаться в раскаленном железобетонном Доте, боевые казематы были наполнены дымом и угаром. Только благодаря помощи фильтров вентиляционной установки и наличию в Доте противогазов я защитил себя от угара и дыма, продержался до полуночи. Когда вражеские часовые, оставленные охранять Дот, устали и решили вздремнуть во дворике, куда они спустились через верхний комбодательный люк, я забросал их гранатами «Ф-1» и защищался сам за стеной тамбура и затем вошел в подземный ход - траншею, через который и вышел на волю. А густая кукуруза, посеянная рядом с Дотом скрыла меня от преследователей вражеского караула, благодаря чему я на следующий день выбрался до своих частей и отправился в госпиталь… .
Рассказывать об этом – длинная история. Но после войны мне не удавалось снова вернуться в Молдавию и посмотреть на те места, где проливал свою кровь в молодости, увидеть какими они стали.
Мне думается, что на основании моего настоящего письма, городской комитет партии мог бы установить места боевых действий, о которых я рассказываю. Может быть и тот Дот, с обстрелянными амбразурами, сожженным двориком и бомбовыми воронками сохранились ради реликвии с тех прошлых боевых дней, когда коммунисты и комсомольцы, не щадя своей жизни отстаивали каждую пядь советской земли.
Может быть в этих местах уже побывали красные следопыты, установили какие-то признаки смертельных схваток советских людей с озверелыми гитлеровцами. Может быть в числе таких памятных боевых мест находится и мой Дот, способствовавший мне оказать достойное сопротивление врагам как советский воин.
Заканчивая свое письмо, прошу Вас организовать проверку и изучение фактов, изложенных мною и сообщить мне об установившемся, как одному из патриотов города Дубоссары.
С коммунистическим приветом, офицер запаса КАЛИЛАХАНОВ ТАНИРБЕРГЕН
Мой адрес - Казахская ССР. Талдыкурганская область, Аксуский район, редакция районной газеты или Аксуский райвоенкомат
28 декабря 1968 года"
И ещё короткое послесловие.Корнел,(Cornelius)если вдруг прочтёшь эти строки, учитывая твои крайне либеральные взгляды на всё что касается истории советского периода(Лишнее тому доказательство- поздравления на подведомственном тебе форуме в честь Дня Победы
http://cnpf.webtalk.ru/search.php?action=show_24h , посещая на рыбалке Криулянский пляж,окинь взглядом противоположный берег,это место прямо напротив,мож чё шевельнётся в душе прежде чем говорить и писать о "так называемом Дне Защитника Отечества".
Только так и не иначе ассоциируется для жителей Приднестровья(Транснистрии(Заднестровье)-рум.вариант
http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Файл:Transnistria.png&filetimestamp=20110213120209) период оккупации гитлеровцами и их пособниками румынами.
(На фото - очередная партия из 18 тыс. мирных граждан. Ныне мемориал из 11-ти братских могил по ул.З.Космодемьянской.)
НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!
За сим ,откланиваюсь. Tiras 60,делегат 2-го чрезвычайного Съезда депутатов всех уровней,Тирасполь,2-е сентября 1990г.( к диалогу открыт)