Дружище, совсем не хочу делать из ветки филиал форума физиков... Чуть-чуть:
"в пятне контакта происходят очень сложные процессы. Да, в некоторой части пятна контакта действительно будет трение покоя, которое немного превышает трение скольжения, но основная часть шины в пятне контакта будет работать как сложный планетарный редуктор, где будет трение скольжения за счет упругой пробуксовки шины. Это обусловлено окружным сжатием шины и частично боковым, которое заставляет постоянно проскальзывать большую часть пятна контакта шины относительно опорного основания."
Не мое, естественно... из докторской одного умного человека.
В ситуации же с кормушкой вполне работает закон Амонтона-Кулона: "сила трения при скольжении тела о поверхность не зависит от площади соприкосновения тела с поверхностью, но зависит от силы нормальной реакции этого тела и от состояния окружающей среды".