РЫБАЛКА - ОБРАЗ ЖИЗНИ
 
Лунный календарь
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Фидерные кормушки для ловли на сильном течении

Арчилыч

Дата записи в блоге: 03.01.2018
Дата добавления записи в блоге: 03.01.2018

Текст
Дневник
Координаты
Видео
Трофеи

Игорь Плиев (aka Арчилыч)

 

Фидерные кормушки для ловли на сильном течении

В предыдущей статье «Возможности повышения сцепных свойств фидерных кормушек» был сделан вывод, что по совокупности сцепных свойств, имеющих место на различных участках дна, из рассмотренных кормушек лидирует кормушка с подвижным водилом, закрепленным вблизи центра масс груза, и кормушка с приподнятой (примерно до половины высоты кормушки) точкой крепления подвижного водила (особенно, если цеплять одну застежку за середину боковой стойки по высоте). Все пояснения, связанные с расчетами, даны в вышеприведенной статье.

На рисунке 1 показаны все три варианта кормушек. Кормушечный контейнер (клетка) изображен в виде проволочной сетки, но подобное крепление водила можно обеспечить и с другими контейнерами кормушки.

Рисунок 1 - Варианты кормушек с улучшенными сцепными свойствами: а) - кормушка с подвижным водилом, закрепленным вблизи центра масс груза; б) - кормушка с приподнятым подвижным водилом (до половины высоты кормушки); в) - кормушка с креплением застежки за середину боковой стойки по высоте

В качестве водила для варианта б), кроме водила из проволоки, можно использовать толстую монолеску или любой другой прочный гибкий тросик в виде хомутика. При промышленном производстве кормушек решения могут быть самые разнообразные.

Для повышения сцепных свойств предлагалось также устанавливать грунтозацепы в виде острых выступающих элементов (штырей) в местах предположительного действия реакции со стороны дна на груз без грунтозацепов. Вместо штырей на нижнюю плоскость груза (по его ширине) можно было бы устанавливать поперечную тонкую заостренную стальную пластину (предположительная толщина 0,5 - 1,0 мм и высота от поверхности груза 4-5 мм), прямую или овальной формы, выгнутой к задней части кормушки.

Данная статья является продолжением предыдущей статьи по кормушкам с повышенными сцепными свойствами и в ней предлагаются конструкции кормушек для ловли на сильном течении. Для начала проанализируем ситуацию на нашем рынке по предложениям отечественных и зарубежных производителей.

Анализ предложений от отечественных и зарубежных фирм по фидерным кормушкам для течения

Я насчитал около 40 фирм, которые предлагают свои кормушки на российском рынке. Часть из них занимается собственными разработками, другая часть, в дополнение к собственным разработкам, копирует кормушки известных брендов. В моих запасах оказались кормушки Fox, Korum, Kostal, Wirek, Vegas, Allwega, Chameleon и два - три десятка кормушек без имени, наиболее востребованной для меня массой в 40-50 г, закупленных в разные годы.

Часть предложений от фирм касается кормушек для ловли на течении. Их, в основном, отличает повышенная масса груза в форме прямоугольного параллелепипеда или груз со смещенным назад (дальше от рыболова) центром тяжести различной формы. В последнее время стали предлагать и кормушки с различными грунтозацепами. Цель - уменьшить массу кормушки для удержания дна на течении и, тем самым, снизить энергозатраты при выматывании кормушки или кормушки с рыбой. Некоторые конструктивные особенности грузов таких кормушек показаны на рисунке 2.

Рисунок 2 - Кормушки с грунтозацепами, предлагаемые на российском рынке: а) - кормушка Korum (Великобритания) с шипами, пластиковая сетка; б) - кормушка AXC AXIC-F6 (Украина), пластиковая, овальная с отверстиями, 4 грунтозацепа; в) - кормушка GRIZZLY (Украина), металлическая сетка, 6 грунтозацепов

 

Из представленных кормушек, по моему мнению, при одинаковых объемах контейнеров и одинаковой массе наилучшие сцепные свойства будет иметь кормушка GRIZZLY (аналогичную форму груза имеет кормушка PELICAN RIVER (Россия)), наихудшие - кормушка Korum. Полетные качества примерно одинаковы у всех кормушек, при выматывании поверхности быстрее достигнут кормушки AXIC и Korum. Основным недостатком кормушек AXIC и GRIZZLY будет значительное истирание (срезание) грунтозацепов из свинца при ловле на течении с камешками и ракушкой (дрейсеной) на дне. Кормушка Korum меньше подвержена этому процессу, но у нее и сцепные свойства похуже.

Есть информация, что на Украине в продаже появились кормушки с грузом из чугуна. Чугун легче свинца почти в 1,5 раза. Можно, конечно, делать из чугуна только нижнюю часть груза, и ее заливать в свинец или крепить к свинцу с помощью саморезов, но это усложнение технологии и стоимости кормушек.

Среди экзотических предложений выделяется кормушка от фирмы Browning под названием feeder (фидерная капля), показанная на рисунке 3. Кормушка разрекламирована как кормушка для очень сильного течения, которая бесшумно входит в воду, плотно лежит на дне, быстро взлетает на поверхность при выматывании. Каждый, кто хоть немного знаком с физикой или теоретической механикой, поймет, что это, мягко выражаясь, не так, что это, только, рекламный ход.

Рисунок 3 - Кормушка feeder от фирмы Browning (Великобритания)

 

При таком грузе в виде широкой лыжи с носком, загнутым вверх, кормушка вряд ли будет держаться на дне на сильном течении под действием силы от натянутой лески, и будет прекрасно преодолевать все неровности, камешки, ракушки, не задерживаясь на них. Из-за большой площади груза она будет входить в воду с большим «плюхом», и на течении парить в толще воды, отдаляясь от места падения неизвестно насколько. При выматывании кормушка будет вилять из стороны в сторону. Несколько лучше она будет преодолевать бровки, но это не самое главное в фидерной рыбалке на течении.

Отдельное направление в кормушкостроении связано с созданием кормушек - пуль для ловли на течении. Некоторые разновидности таких кормушек показаны на рисунке 4. Все они обладают хорошими полетными качествами и используются при дальних забросах.

Удержание кормушек на течении у первых двух кормушек - пуль связано с увеличенной массой груза, при этом у кормушки MATRIX конусообразная форма груза позволяет ему опираться на дно всей нижней поверхностью, что, видимо, по мнению авторов, должно увеличить сцепные свойства кормушки. У первой кормушки подвижное водило выполнено из пластика с расположением точек его крепления по концам диаметра клетки, у второй кормушки хомутик выполнен из монолески.

Рисунок 4 - Кормушки - пули, предлагаемые при ловле на течении: а) - кормушка - пуля Sport RB Sport-Bullet (Белоруссия) с цилиндрическим грузом, пластиковая сетка; б) - кормушка - пуля MATRIX Horizon Feeder (Великобритания) с коническим грузом, металлическая сетка; в) - кормушки - пули GRIZZLY (Украина) с грузом в виде кольца, 4 или 5 грунтозацепов, металлическая сетка

 

У кормушки - пули GRIZZLY груз охватывает контейнер в задней части кормушки по окружности и имеет развитые грунтозацепы V - образной формы из стальной тонкой проволоки. Такие грунтозацепы сложно срезать на аномалиях дна и они могут прослужить долго. Неподвижное водило (ушко) небольшой длины жестко крепится (приваривается) к корпусу контейнера из металлической сетки. Отказ от центрального хомутика чуть ухудшает дальность полета, но кормушка с ушком быстрее всплывает, правда, по некоторым оценкам, при выматывании она начинает раскачиваться из стороны в сторону.

Насколько грунтозацепы V-образной формы из проволоки могут заглубляться в грунт дна и сопротивляться перемещению можно оценить только на практике, на конкретном водоеме, но на украинских рыбацких форумах эти кормушки пользуются неизменным успехом.

Интересное решение для повышения сцепных свойств кормушки - пули предлагает фирма AXC (рисунок 5). Грунтозацепы здесь сделаны на дополнительном утолщенном грузе, который жестко приклепан к днищу кормушки. По сути дела, предлагается конструкция с двумя грузами, у которых совместный центр тяжести смещен назад.

Рисунок 5 - Кормушка - пуля AXC Bullet C (Украина)

 

Полетные качества такой кормушки высокие, держать дно она будет неплохо за счет перераспределения усилия на грунт назад под действием вертикальной составляющей тянущей силы от лески, возможности по всплытию также на высоте. Недостаток, обычный для грузов с грунтозацепами, полученными при их отливке из свинца - недостаточная долговечность при ловле на ракушках и камешках, относительно небольшое заглубление грунтозацепов в грунт дна и, отсюда, незначительное увеличение сцепления по сравнению с грузом без грунтозацепов.

Предложения по конструкциям кормушек для ловли на сильном течении

Проведенный анализ конструкций кормушек, предлагаемых на российском рынке, показал, что одним из путей повышения их сцепных свойств для удержания дна является применение грунтозацепов. Сила тяжести (вес), с которой кормушка с кормом давит на дно, примерно равна силе тяжести пустой кормушки на воздухе, за счет действия выталкивающей силы на объем корма и объем груза в воде. Об этом надо помнить, занимаясь конструированием кормушек. Представим себе, что кормушка массой 50 - 100 г давит через грунтозацепы на дно и они должны в дно заглубиться, чтобы оказывать сопротивление при попытках перемещения кормушки под воздействием течения на леску.

Для этого грунтозацепы должны быть принципиально другими - из стальной, закаленной, заостренной проволоки определенного диаметра и длины. Они должны заглубляться на самых разнообразных грунтах дна и количество грунтозацепов должно быть небольшим, чтобы увеличить их давление на грунт.

На рисунке 6 показана кормушка с заостренными грунтозацепами определенных размеров. Длина конуса заостренной части 3-4 мм. Как вариант, грунтозацепы могут быть из проволоки с косым срезом на концах (под углом 30 градусов от вертикальной оси), направленным в сторону задней части кормушки.

Если подумать над тем, какая форма грунтозацепа будет легко входить в грунт и, в тоже время, оказывать, при попытках перемещения, большое сопротивление, то можно, вместо заостренного на конус конца, расплющивать концы проволоки на длину 3-4 мм, чтобы ее расплющенная часть в виде лопаточки, увеличенная по площади, еще больше повышала сопротивление кормушки сдвигу (понятное дело, лопатки грунтозацепов должны быть развернуты перпендикулярно продольной оси кормушки). Вместо задних грунтозацепов на нижнюю плоскость груза (по его ширине) можно устанавливать прямую тонкую заостренную стальную пластину толщиной 0,5 - 1,0 мм и высотой от поверхности груза 4-5 мм.

Рисунок 6 - Кормушка для ловли на сильном течении с заостренными грунтозацепами из стальной закаленной проволоки

 

Расстояние от краев груза до ближайшего П-образного профиля с грунтозацепами составляет 3-4 мм. Разнесение грунтозацепов по ширине на 30-40 мм позволяет кормушке иметь неплохую устойчивость и больше возможностей по осуществлению полной остановки (вероятность встречи какого-либо грунтозацепа с камешком, ракушкой увеличивается). Чтобы задние грунтозацепы (которые дальше от рыболова) не шли в колее передних при отдельных перемещениях кормушки, их можно разнести на разную ширину, например, передние на ширину 30 мм, а задние на ширину 40 мм. Но можно оставить и одинаковую ширину, в этом случае задние грунтозацепы будут сильнее заглубляться в грунт до момента касания нижней плоскостью груза дна.

Масса кормушки может колебаться от 50 до 100 г и более. При меньшей массе установка грунтозацепов лишена логики, так как еще можно использовать обычные кормушки. А кормушки с грунтозацепами массой более 100 г иметь нежелательно, так как все предложения по увеличению их сцепных свойств направлены на снижение энергозатрат при выматывании кормушки или кормушки с рыбой. А выматывать кормушку с массой более 100 г - то еще удовольствие, особенно, если нет правильной катушки (https://salapin.ru/blogs/katushki-tyaga-i-skorost.html)!

Груз желательно иметь шириной 12-20 мм с прямыми незакругленными ребрами в передней части. Сцепные свойства кормушки еще больше увеличатся, если она опустится на днище груза, которое будет создавать дополнительное трение.

Задался вопросом - если кормушка с грунтозацепами полностью сядет на нижнюю плоскость груза, то на грунт дна будет давить вся сила тяжести кормушки с кормом (за минусом вертикальной составляющей усилия от лески и выталкивающей силы воды), или только ее часть? Похоже, что может быть по-разному, все зависит от грунта - если кормушка при падении на грунт сразу вошла в него грунтозацепами и опустилась на нижнюю плоскость груза, а леска, под действием течения, стала ее постепенно смещать и делать это неравномерно, с рывочками, то под грунтозацепами могут образоваться микроуглубления и кормушка начнет давить на дно также, как кормушка без грунтозацепов, создавая, дополнительно к сопротивлению от грунтозацепов, свое трение (покоя или скольжения). В этом случае, сцепные свойства кормушки вырастут, практически, в 2 раза, по сравнению с кормушкой без грунтозацепов. Но, скорее всего, трение между грузом и дном будет реализовываться только частью силы тяжести кормушки, оставшейся нереализованной после погружения грунтозацепов полностью в грунт. Но, в любом случае, сцепные свойства кормушек с такими грунтозацепами резко увеличатся.

Все указанные геометрические размеры работают по принципу - чем меньше масса кормушки, тем меньше размер. Размеры ориентировочные, а использование таких кормушек на рыбалках позволит эти размеры уточнить.

Неподвижное водило (ушко) для крепления лески можно располагать от середины груза по высоте до верхней кромки груза. Приближение водила к верхней кромке груза будет увеличивать момент от продольной составляющей силы натяжения лески на течении, что позволит сильнее прижимать грунтозацепы передней части кормушки к грунту. Размер неподвижного водила по длине 5-20 мм. При увеличении длины водила целесообразно его приближать к верхней кромке груза, компенсируя увеличение реакции на задние грунтозацепы (нагрузки по передним и задним грунтозацепам будут распределяться более равномерно). Увеличение длины водила приведет к тому, что тянуть катушку при выматывании будет легче, но всплывать она будет чуть ближе к берегу.

Контейнер (клетка) у кормушки может быть любым: из металлической сетки - штамповки, из прозрачного пластика с клеткой типа Chameleon, c сеткой из твердого пластика, из пластика с отверстиями и без отверстий и т.д. Острые грунтозацепы, конечно, будут вынуждать аккуратнее обращаться с кормушкой, в том числе, при заполнении ее кормом. Подъем на поверхность при выматывании будет происходить, практически, не хуже, чем у кормушек без грунтозацепов. Преодоление бровок затруднено, но кормушки и предназначены для удержания дна водоема с течением, а не для скольжения по нему.

На базе представленной кормушки можно сделать несколько модификаций кормушек (рисунок 7) с двумя грунтозацепами.

Кормушка а) с грунтозацепами в задней части груза (дальше от рыболова) наклонится, как показано на рисунке, и у нее, до определенного момента, может происходить нагребание грунта передней гранью груза, что увеличит сцепные свойства кормушки. Видимо, все будет зависеть от характеристик грунта.

Рисунок 7 - Модификации кормушек для ловли на сильном течении с грунтозацепами: а) - кормушка с грунтозацепами в задней части груза; б) - кормушка с грунтозацепами в передней части груза; в) - кормушка со смещенным назад центром тяжести груза и грунтозацепами в его задней части

 

Увеличение длины неподвижного водила приведет к увеличению нагрузки на грунтозацепы, позволит грунтозацепам заглубляться сильнее, вплоть до осадки на нижнюю плоскость груза, что увеличит сцепные свойства кормушки. Пошаговое смещение грунтозацепов вперед вдоль груза будет увеличивать нагрузку на грунтозацепы (даже при небольшой длине неподвижного водила), и, при каком-то смещении, они также будут входить в грунт полностью.

Подъем на поверхность воды такой кормушки при выматывании не отличается от подъема на поверхность кормушки без грунтозацепов, полет также не отличается.

Расчеты, однако, показывают, что четыре грунтозацепа на кормушке обеспечивают лучшие сцепные свойства, чем два грунтозацепа такого же размера, при одинаковой полной массе кормушки.

У кормушки б) с грунтозацепами в передней части груза (ближе к рыболову) сцепные свойства будут сравнимы с кормушкой а), даже чуть хуже при одинаковых коротких водилах, так как задняя часть груза без грунтозацепов не нагребает грунт, а гладит его. Увеличение смещения водила по высоте приведет к увеличению нагрузки на грунтозацепы, позволит им заглубиться сильнее, вплоть до осадки на нижнюю плоскость груза, что увеличит сцепные свойства кормушки. Полет кормушки при забросе и выматывание ее аналогично действиям с кормушкой без грунтозацепов. Выматывание кормушки во многом зависит от материала и конструкции клеток. Интересно было - бы поиграть углом наклона грунтозацепов, размещая их не перпендикулярно грузу, а чуть уводя их острие вперед - как будут меняться сцепные свойства?

У кормушки в) со смещенным назад центром тяжести большая часть нагрузки будет приходиться именно на грунтозацепы, поэтому они будут при касании дна погружаться в грунт на большую глубину по сравнению с остальными кормушками на рисунке. Центр тяжести у такого груза смещается назад от середины на 0,5-1,0 см в зависимости от высоты передних и задних граней. При приближении грунтозацепов к этой точке погружение их в грунт будет более интенсивным и кормушка может лечь на дно нижней частью груза полностью. При опоре на нижнюю плоскость груза появится дополнительное трение между грузом и поверхностью дна. У кормушки со смещенным центром тяжести наблюдаются хорошие полетные качества и неплохой выход на поверхность воды.

Грунтозацепы рассмотренной формы можно установить и на кормушки - пули. На рисунке 8 показана установка заостренных грунтозацепов из стальной закаленной проволоки на цилиндрическую кормушку - пулю из металлической сетки.

Рисунок 8 - Кормушка - пуля с грузом в виде кольца и заостренными грунтозацепами

 

При наличии грунтозацепов под действием усилия воды на леску на течении передний край кормушки (ближе к рыболову) приподнимется и вся нагрузка от кормушки (за минусом выталкивающей силы и вертикальной составляющей силы натяжения лески) будет приходиться на два грунтозацепа. То есть, нагрузка не размазывается по различным возможным опорным поверхностям кормушки, а сконцентрирована в двух точках.

В отличие от грунтозацепов кормушек - пуль GRIZZLY, показанных на рисунке 4в, заглубление данных заостренных грунтозацепов будет больше, и сцепные свойства кормушки повысятся. Кроме остроты грунтозацепов этому способствует их увеличенное до 6 штук количество, что позволяет им под меньшим углом входить в грунт дна. При определенных соотношениях массы груза и свойств грунта кормушка может опереться на дно нижним краем кольца, что увеличит сцепление за счет дополнительного трения. Как вариант, можно сделать наружный диаметр кольца, примыкающего к контейнеру - сетке, больше диаметра сетки на 6-8 мм, а наружную поверхность кольца выполнить в виде конуса с уменьшением диаметра к задней части. При опускании на грунт такая кормушка будет дополнительно загребать грунт нижней частью кольца, увеличивая сопротивление сдвигу. В качестве грунтозацепов неплохо - бы подошли старые патефонные иглы.

Полетные качества и выход на поверхность воды у такой кормушки на высоте. Контейнер округлой кормушки - пули по материалам может быть любым. Как вариант, вместо неподвижного водила (ушка) можно использовать центральный хомутик - дальность полета увеличится, но выход на поверхность воды будет происходить чуть ближе к берегу.

Груз кормушки в виде кольца требует равномерной установки по окружности груза нескольких грунтозацепов, так как заранее неизвестно, на какую сторону кормушка приземлится. Установка таких грунтозацепов по окружности на центральный груз любой формы (шар, цилиндр, конус) на кормушках-пулях, выпускаемых серийно, резко повысит их сцепные свойства без потери полетных качеств.

Но можно обойтись и двумя грунтозацепами. На рисунке 9 показана как раз кормушка - пуля такой конструкции. Центр тяжести груза у такой конструкции смещен вниз и кормушка после натяжения лески будет на дне садиться на грунтозацепы. Так же, как у предыдущей кормушки - пули, вся нагрузка от кормушки в воде, за минусом выталкиваюшей силы и вертикальной составляющей силы натяжения лески, будет приходиться на грунтозацепы.

Входить в грунт дна они будут глубже по сравнению с кормушкой с грузом в виде кольца, так как оба грунтозацепа располагаются параллельно друг другу. Возможен случай, когда кормушка полностью ляжет на нижнюю плоскость груза, как показано на рисунке. В этом случае сцепные свойства увеличатся, особенно, если передняя грань груза будет нагребать грунт при незначительных перемещениях, упираться в камешки или ракушки. При изготовлении груза угол наклона нижней грани можно выбрать градусов в 15-20. Чтобы отличать такую кормушку от других кормушек - пуль, ее можно назвать «кормушкой - пулей со смещенным вниз центром тяжести».

Рисунок 9 - Кормушка - пуля со смещенным вниз центром тяжести и двумя грунтозацепами

 

Так как расчеты показывают, что 4 грунтозацепа обеспечивают лучшие сцепные свойства, чем 2 грунтозацепа, то на нижнюю плоскость груза массой более 70 г можно установить еще два грунтозацепа такого же размера или использовать 2 грунтозацепа несколько большего диаметра и длины. Надо пробовать. Можно поиграть и изменением углов наклона грунтозацепов вперед. Кормушка такой конструкции напоминает якорь, который готов противостоять любому течению.

Высокие полетные качества и неплохой выход на поверхность воды делает такую конструкцию весьма перспективной. Контейнер кормушки может быть выполнен из любого материала и, в принципе, может быть любой формы в поперечном сечении, а внутренняя форма груза должна этой форме соответствовать.

В заключение остановлюсь на идее использования двух кормушек, соединенных через водило (ушко) перемычкой. В своей профессиональной деятельности мне приходилось заниматься разработкой теории движения и конструированием сочлененных колесных и гусеничных машин. Под сочлененными машинами понимают такие, у которых поворот осуществляется за счет складывания секций в плане под действием гидроцилиндров. Но сочлененные машины обладают еще одним свойством - секции этих машин очень хорошо приспосабливаются к неровностям местности за счет возможности их складывания в вертикальной плоскости и возможности вращения секций относительно их продольных осей.

Идею приспосабливаемости к различным складкам и неровностям на дне я и решил использовать при создании сдвоенной кормушки (рисунок 10). Такую конструкцию можно назвать «Тандем», или, по аналогии с мормышками, «Паровоз».

В рыбацких магазинах конструкция тандемов заводского производства не встречается (пока), поэтому расскажу, как ее изготовить из подручных материалов. Берутся две одинаковые кормушки массой 30г, 40г или 50г (кормушки большей массы, я думаю, понадобятся редко, но можно взять и 60г). Важно, чтобы груза у них были достаточно высокие (а значит, узкие), ребра без закруглений, и водило (ушко) жестко вделывалось в груз сверху и было коротким.

Рисунок 10 - Тандем из одинаковых серийных кормушек

 

Они разворачиваются навстречу друг другу, при этом ушко передней кормушки кладется сверху на ушко задней кормушки, как показано на рисунке, и соединяются мягкой проволокой, например, от скрепки, если отверстие ушка небольшое, или медным (алюминиевым) толстым проводом в оплетке, если ушко имеет отверстие покрупнее. Не надо соединять кормушки жестко, они должны иметь возможность немного покачиваться относительно друг друга в вертикальной плоскости и вдоль осевых линий. Так как кормушек с двумя ушками еще не продают (не встречал), то спереди можно установить (примерно на середине по высоте кормушки) подвижное водило из проволоки, как показано на рисунке, или хомутик из лески.

При таком соединении передняя кормушка будет находиться под углом к грунту и будет передней гранью стараться его нагребать, увеличивая сцепные свойства кормушки. Задняя кормушка, на которую через ушко давит вниз передняя кормушка, тоже будет подгребать грунт, правда, в меньшей степени. Кормушки, при этом, будут постоянно контактировать с дном, приспосабливаясь к нему за счет своих небольших размеров и возможностей разворотов в сочленении. У единой кормушки такой же длины могут быть проблемы по контакту с дном всей поверхности нижней кромки груза.

При забрасывании такие кормушки (при небольших неподвижных водилах) складываться будут незначительно, так что полетные качества у них неплохие. Выход на поверхность воды также не представляет особых трудностей. Если у задней кормушки груз будет большей длины и массы, чем у передней, то полетные качества тандема только улучшатся. Поэтому сочетания масс кормушек (у передней меньше) 30г и 40г, 30г и 50г, 30г и 60г, 40г и 50г, 40г и 60 г, 50г и 60 г также может найти применение.

Предлагается также тандем из специальных кормушек с грунтозацепами с возможной вероятностью их заводского производства (рисунок 11). Передняя кормушка отличается только двусторонним расположением неподвижного водила. При желании кормушки можно использовать и по отдельности.

Рисунок 11 - Тандем из специальных кормушек с грунтозацепами

 

Могу утверждать, что сцепные свойства у этих кормушек будут неплохими. И теперь вопрос от друга перед выездом на совместную рыбалку: - «А ты наточил грунтозацепы своих кормушек?» уже не будет выглядеть каким-то странным! Но все надо проверять на практике.

 

Одна из возможных методик по предварительной проверке сцепных свойств кормушек на испытательном стенде:

- взять емкость, например, металлическое корыто (предположительные размеры: длина 80-120 см, ширина 40-50 см, высота 15-20 см - размеры могут отличаться в любую сторону);

- выставить корыто горизонтально на удобную для проведения эксперимента высоту, наполнить его примерно на половину по высоте грунтом со дна водоема с течением, на котором собираешься ловить, можно с ракушками и камешками;

- наполнить корыто водой, чтобы она покрывала грунт на 4-6 см. Это нужно для имитации состояния грунта на дне и созданию выталкивающей силы. Грунт разровнять, дать осесть мути;

- подготовить ровную округлую деревянную рейку диаметром около 1,5 см или взять металлическую трубу диаметром 1,0 - 1,5 см, длина которой позволяла бы ее перемещать поперек корыта по его верху;

- подготовить два отрезка резиновой нити с общей длиной 10 см и одинаковыми петельками по краям, для этого можно взять резину для штекерных удилищ;

- взвесить на электронных весах все испытываемые кормушки, разница в их массах не должна быть больше 5 г, если нужно узнать сцепные свойства кормушек одинаковой массы. Но есть смысл проверять сцепные свойства и кормушек разной массы, может так получиться, что кормушка меньшей массы будет иметь лучшие сцепные свойства. Проверять сцепные свойства кормушек следует без корма;

- закрепить к одной из петелек резинки кормушку, другую петельку надеть на рейку, проделать это с двумя кормушками;

- выставить обе кормушки у края корыта на грунте и начать их медленно протягивать, внимательно наблюдая за кормушками и величиной растяжения резиновых нитей. Чем позже кормушка сдвинулась с места, тем трение покоя у нее выше, тем труднее ее будет сдвинуть течением, давящим на леску. Чем сильнее одна кормушка отстает от другой при дальнейшем протягивании, тем она будет больше сопротивляться течению при ее сдвиге. Нет смысла записывать удлинение резинок - достаточно визуального контроля по принципу «лучше - хуже». Следует отметить, что сцепные свойства будут проверяться у кормушек с конкретной длиной и конструкцией водила - и это правильно;

- дальнейший алгоритм испытаний следующий: протянуть две кормушки не менее 3 раз, каждый раз протягивая их по нетронутому грунту, а не по следу, выбрать лучшую по сцепным свойствам, ее оставить и взять следующую, обе протянуть, лучшую оставить и взять следующую и т.д. В конце концов, можно выбрать лучшую кормушку по сцепным свойствам из всех кормушек, которые имеются в наличии.

Окончательно сцепные свойства кормушек нужно проверять на рыбалке и делать это по принципу «держит дно - не держит дно» при существующем течении, но данная методика позволяет выбрать кормушку с лучшими сцепными свойствами (из имеющихся в наличии) и именно ее уже проверять на водоеме.

Заключение

1. Проведенный анализ конструкций кормушек, предлагаемых на российском рынке, показал, что одним из путей повышения их сцепных свойств для удержания дна на водоемах с сильным течением является применение грунтозацепов. Однако грунтозацепы из свинца на нижней плоскости груза не обеспечивают значительного повышения сцепления с грунтом дна и быстро стачиваются на течении при взаимодействии с ракушками и камешками. Грунтозацепы из чугуна пока не получили распространения - чугун легче свинца в 1,5 раза, что значительно увеличивает объем груза, а изготовление из чугуна только нижней части груза с грунтозацепами усложняет технологию изготовления кормушек и увеличивает их стоимость.

2. Сцепные свойства кормушек для течения очень сильно зависят от формы и размеров грунтозацепов, и материала, из которого они сделаны. Сила тяжести (вес), с которой кормушка с кормом давит на дно, примерно равна силе тяжести пустой кормушки на воздухе, за счет действия выталкивающей силы на объем корма и объем груза в воде - это надо иметь в виду при конструировании кормушек. Для улучшения сцепных свойств предлагается на кормушки устанавливать грунтозацепы из стальной закаленной проволоки определенного диаметра и длины с заостренными концами разного профиля. Рассмотрены варианты установки грунтозацепов на кормушки с грузами различной формы, дана оценка повышения их сцепных свойств, полетных качеств и особенностей при выматывании. В заключение рассматривается конструкция «Тандем» из сдвоенных кормушек.

По моей оценке, хорошие сцепные свойства будут иметь все кормушки с предлагаемыми грунтозацепами, но особенно следует выделить четыре: кормушка с четырьмя грунтозацепами, кормушка - пуля с грузом в виде кольца с шестью грунтозацепами, кормушка - пуля со смещенным вниз центром тяжести с двумя или четырьмя грунтозацепами, тандем из специальных кормушек с грунтозацепами. Не исключено, что при некоторых особенностях дна диаметр грунтозацепов потребуется увеличить (по сравнению с предлагаемым). В конце дается методика предварительной оценки сцепных свойств кормушек на испытательном стенде. При конструировании кормушек следует помнить, что увеличение длины неподвижного водила приводит к смещению нагрузки к задней части груза, а поднятие подвижного или неподвижного водила вверх приводит к смещению нагрузки к передней части груза.

3. Надеюсь, представленный материал даст пищу для размышлений отечественным и зарубежным производителям товаров для рыбалки и позволит им выйти на новый уровень кормушкостроения в части удержания дна. А фидермены проверят эти разработки на практике.

 
Смотрите также:
31.12.2017 Традиционное закрытие рыболовного года // Салапин Дмитрий (Starnak)
31.12.2017 Новогодний конкурс от salapin.ru // Салапин Дмитрий (Starnak)
01.01.2018 100 отмазок Зимарева. Почему не ловится рыба, если даже был на рыбалке. // Зимарёв Дмитрий (Polevoi)
05.01.2018 Доработка пластиковой зимней кормушки // Тимур Куйсоков (Prepod)
кормушки
кормушки для течения
кормушки - пули
кормушка - пуля
Просмотров
183
Просмотров
160
Просмотров
104
Просмотров
290
Просмотров
227
кормушка для течения
кормушки для течения
кормушка - пуля
кормушка - пуля
тандем кормушек
Просмотров
149
Просмотров
145
Просмотров
139
Просмотров
136
Просмотров
105
тандем кормушек
Просмотров
80
 
Зарегистрируйтесь или войдите под своим именем, чтобы прокомментировать
05.01.2018 15:47:43
Nicky Вы хочете песен, их есть у меня (с)
Идея с грунтозацепами в виде иголок мне не понравилась, особенно страшная получается кормушка на рис 8. Как ее забивать, не уколовшись? И как ее извлекать, если зацепится в камнях?
Тандем вроде интересен, но не понятно, как он летит, и как его забивать кормом.
А пули нужны больше для дальнего заброса, а не для сильного течения, мне кажется.
Где-то в тексте увидел хорошую идею - кормушка доолжна прилипать ко дну. Наверно, каждый в бассейне "приклеивал" пенопласт для рук ко дну. В этом случае силы давления дают "силу Архимеда", направленную вниз, как и сила тяжести. Как не неровном дне обеспечить прилипание кормушки? Например, груз кормушки сделать из тяжелого жидкого или сыпучего материала (свинцовая дробь в мешочке)...
А ввобще, прав СМ, для каждого дна (песок, глина, камень, ил) нужны свои "грунтозацепы". А насчет "прилипающей" кормушки подумайподмигивание
С Новым годом!
05.01.2018 18:13:28
Арчилыч Николай, умеешь ты появляться красиво! С Новым годом!
Сделана попытка создать универсальные грунтозацепы для различных видов дна, за исключением, может быть, ила (хотя, если ил сверху слоем 1,0-1,5 см, то можно использовать и на таком дне). Цель - уменьшить массу кормушки, которая будет держать дно. Валерий (Ziller) постоянно об этой проблеме пишет - тяжело вытягивать кормушки массой 120 г и более, особенно, если за крючок еще и рыба зацепилась. Конечно, иголки требуют аккуратности (хотя я предлагаю и другие варианты кончиков грунтозацепов), но на любительской рыбалке можно не спешить. Если кормушка зацепится в камнях на бровке - значит тебе не повезло!ржет аки конь Любая кормушка может зацепиться в камнях на бровке.
Тандем забивается кормом, как обычная длинная кормушка. При правильном соединении кормушек в тандеме они будут поворачиваться относительно друг друга на небольшой угол - что мешает лететь этой колбаске? Особенно, если впереди (дальше от рыболова) кормушка большей массы. Дмитрий, правда считает, что длинные кормушки летят плохо (на примере чеборюковок). Надо проверять.
Пули с грунтозацепами нужны для дальнего заброса, если ловишь на течении.Особенно мне нравится пуля на рисунке 9.
Сила давления воды, дополнительно прижимающая кормушку ко дну на неровном рельефе - мысль интересная, но реализация ее,боюсь, нулевая, особенно на течении. Контейнер кормушки прижать ко дну не удастся в любом случае. Можно попробовать в качестве груза использовать непромокаемый мешок с песком - очень экологично получится, но смешно.язык
Во мне живет другая идея. Чем больше течение, тем большее усилие действует на леску. Как бы этим воспользоваться. Нужен специальный механизм, который с увеличением воздействия на леску сильнее заглубляет грунтозацепы в грунт дна.
05.01.2018 10:27:13
Степаныч Ну, Игорь, начнём потихоньку. Вчера прочитал статью. Поверхностноулыбка.
Кормушки на рис №7 легко реализуемы в домашних условиях. Особенно мне понравилась "в", хотя я и не ловлю практически на течении. Я уже мысленно представил форму для груза, очень легко реализуема. В качестве штырьков можно использовать гвоздики соответствующего размера. При отливке груза, шляпка гвоздика будет находиться в теле груза. Кол-во штырьков не ограниченно, в разумных пределахулыбка
В планах на этот сезон есть желание посвятить речке с десяток рыбалок, а может и больше, как пойдёт. Поэтому буду делать кормушки под течение.
05.01.2018 12:48:33
Арчилыч Володя, я как-то упустил из виду, что ты еще и литейных дел мастер! Обычные гвозди тоже можно использовать, если на дне немного камешков и ракушек. А не получится их закалить - нагреть докрасна и опустить в воду? Надеюсь, ты грунтозацепам придашь форму, которая предлагается, кормушка получится очень зацепистой. Желательно при этих формах еще проверить, не будет ли запутываться за грунтозацепы поводок при забросе.Я считаю, что не будет, Дмитрий сомневается.
18.02.2018 07:12:37
Tiras 60 Игорь,привет! Нашёл немного времени и глянул одним глазком.улыбкаЗацепистость, оно конечно хорошо, но почитав ранее отчёт Генки Акимова(ПАРТНЁР) о прошедшем недавно междусобойчике на Днестре, предполагаю, что кроме проблемы запутывания поводка при забросе существует ещё одна реальная проблемка. Посему процитирую часть его отчёта: " Пошли тычки и сходы рыбок на дистанции. Всему виной была кормушка, в которую монтировал дополнительные усы, чтобы она увереннее держалась на стремительном Днестре. Они-то собирали на дне всё и там же стопорили рыбу. Рыбка проскакивала всё реже и реже, а время неутолимо бежало вперёд и по-прежнему не с каждой поклёвки падала в садок. Будто составлял конкуренцию Вовчику по сливанию, который ловил с такой же кормушкой-крокозяброй))" Заметь, при этом ни слова о запутывании.подмигивание
05.01.2018 10:01:12
Арчилыч Начал считать фидерменов с сайта, чьи - бы мнения я хотел увидеть, даже собирался этих людей перечислить. Получилось ровно 30 человек и я понял, что это перебор.
04.01.2018 19:13:09
Арчилыч Алексей (Фидерал), увидел, что тебе статья понравилась. Как раз хотел узнать твое мнение! С надеждой на тебя смотрю, может ты изготовишь какой - нибудь вариант и испытаешь в деле? А я могу испытать только тандем кормушек без грунтозацепов.
06.01.2018 17:56:10
euggn Мне кажется, что в выводах отсутствует главное - груз у "речной" кормушки должен быть нешироким, "килеватым", а вес и толщина шнура должны быть адекватны условиям.
И тогда ничего не надо придумывать - кормушка будет легко набиваться, хорошо и далеко лететь - и лежать там, где надо.

Кормушка с острыми шипами (учитывая типичные манипуляции со снастью) - травмоопасный "фетиш", для маньячащих по-тихому мазохистов. подмигивание

Если, по каким-то причинам, условие "вес и шнур" недостижимы для "удержания" - гораздо "гуманнее" любых шипов (и проще всяких "грунтозацепов", усложняющих конструкцию, способных ухудшить всплываемость и полетные качества и, самое главное - "неудаляемых") - поможет простейший "колхоз" из гибкой сталистой проволочки, той же - струны, который после рыбалки можно удалить с кормушки, вернув её к нормальному состоянию. Максимум, чем это может быть чревато - перехлест длинного поводка вокруг "усов", но это решается оптимизацией оснастки к вынужденным условиям (переход на ин-лайн, укорочение поводка с установкой более длинного "отвода" и т.п.). подмигивание
06.01.2018 19:11:04
Арчилыч В этой статье я написал, что груз желательно иметь шириной 12-20 мм с прямыми незакругленными ребрами в передней части. И чем меньше масса кормушки, тем размеры должны быть меньше. В статье "Фидерные оснастки – теория, описание, рисунки. Часть 1." все расчеты я делал с двумя диаметрами лесок - 0,13 мм и 0,26 мм, там наглядно видно, как диаметр лески влияет на усилия, прилагаемые к кормушке. Здесь не повторяюсь, это уже все усвоили.
Меня, конечно, не устраивает мнение, что ничего делать не надо, все уже есть. Почитай еще раз, какие баталии у нас идут в разделе "Разные вопросы о кормушках", с твоим, кстати, участием. Валерий (Ziller) все возвращается и возвращается к теме повышения сцепных свойств кормушек, хотя украинские фирмы вышли в части конструктива кормушек для течения на неплохой уровень, и уже опережают наши. Их жизнь заставляет, вернее, ловля на Днепре.
Определенную осторожность, конечно, надо соблюдать при забросе и выматывании предлагаемых кормушек, хотя крупный крючок представляет не меньшую опасность.
Использование каких - то приспособ из проволоки для удержания дна, как показывает практика, недостаточно неэффективно. Но ты подсказал вариант решения проблемы при организации производства кормушек - надо иметь конструкцию со сменяемыми грузами, как с грунтозацепами, так и без них. Если кормушка с грузом без грунтозацепов не держит дно, надо установить груз с грунтозацепами.
06.01.2018 19:40:46
euggn улыбка Меня "прибила" идея про шипы - мы ведь как кормак набиваем: в прикорм - и жамкаем, не глядя. Что с руками будет?не понялecret:
У меня есть несколько кормушек с грунтозацепами - фигня это всё. Либо, если "по шнуру-весу ей не лежать" - ее тащит с вероятностью 50 на 50, либо - вообще просто тащит, как без них. С "усами колхозными" - лежит гораздо увереннее, руки почти не царапет, и не особо застревает - проволочина достаточно мягкая. По мне - нужно не столько сменные грузы делать (хотя тот же Левша это вполне бы потянул, это очень легко реализуется на его кормушках-конструкторах, сколько был бы полезен груз с тонкой сквозной дыркой или двумя - чтобы не "крутить" проволочину, а, если "припирает" - вставить, отогнуть усики - и ловить. А потом - выдернуть без проблем.
Хотя сейчас я очень редко проволокой пользуюсь, вот когда я до покупки первого "нормального" фидера три сезона везде пикерами до 40 и 60 ловил (в том числе - на Оке, в Тарусе, Жиздре и Угре, причем на последних - любил "поманьячить" голавлика на креветку в струе) - вот тогда - как только не изголялся. И методными, плоскими, с "шипами" на дне и сменным грузом, и треугольными... всякого перепробовал...

Любой кормак с "встроенными развитыми грунтозацепами" не настолько полезен, насколько - тупо дороже стоит и чаще отрывается.
А бесплатная проволочина неплохо держит простейшую китайскую сетку с почти любой формой груза и не мешает ни ее всплыванию, ни выдергиванию (если она, конечно, намертво не засела).
Это же - и в теме пишу.

Хотя, возвращаясь к теме и упомянутым "ракетам" (которые как раз нужны для "дальняка" и в силу давления на шнур их и катает, шо звиздец) - если бы производители сподобились их делать хотя бы ПРОСТО ПРЯМОУГОЛЬНЫМИ в сечении (чтобы не катались, как шары) - это бы дорогого стоило.
Но - не делает никто. Все лепят круглые, как назло. помогите
А их - как бы там с огрузкой не изгалялись - будет катать, особенно - "емкие", самых ходовых весов и размеров.злой
06.01.2018 21:29:48
Арчилыч Евгений!
Кормушки-пули цилиндрической формы по дну течение не катает. Их тянет за собой леска.
06.01.2018 22:03:25
euggn В теории, наверное - их тянет, а практически - еще и катает. Еще как.
Берешь бланк в руку - и чувствуешь.
А когда на "коротыш" иногда в начале ставится "дубинаторская" оснастка с коромыслом и двумя поводками (с разной наживкой-насадкой, "пощупать предпочтения") - это еще и отчетливо совершенно видно (по последствиям) и после вынимания этого дела. подмигивание
Происходящее в воде иногда отличается от того, что можно представить дома долгими зимними вечерами.
И не только "ракеты". подмигивание
06.01.2018 23:18:53
Арчилыч Спорить не буду, но ты ошибаешься! Еще и обидеть норовишь на Рождество! С праздником!
07.01.2018 00:13:54
euggn Взаимно!
Обижать - и в мыслях не было, исключительно - пытаюсь как-то прояснить некоторые "упущенные детали". Так как концепция "вода давит на шнур и тащит кормушку" - неполна. Вода, помимо того, что тащит кормак шнуром - подчас прекрасно давит и на сам кормак тоже, если он "валкий" - в результате всех действующих на него сил - просто катит, пересчитывая камушки. подмигивание
Как полагаешь, если взять на одинаковом шнуре - две кормушки одного веса: одну прямоугольную или с килеватым грузом, а другую - бочонок, с грузом по кругу или торчащим "пипкой посередке" - для них "точка покоя и равновесия" будет при одном и том же усилии - или при разных? подмигиваниевопрос
Я, конечно, сугубый гуманитарий, но, помимо примеров выше - не далее, как прошлым летом, на хорошо знакомой, спокойной в обычные годы (и малость менявшей нрав после ливней) реке наблюдал элементарную картину на длинном фидере - ставлю "ракету" 70 грамм - катится, ставлю пластмассовый вокс 56 - лежит. И ракета - именно катится, а не ползает. улыбка
07.01.2018 19:15:29
Арчилыч Твоя "ракета" по сцепным свойствам просто не держала дно и создавала полную иллюзию качения - леска уходила в сторону по большой дуге, кормушка, при этом, подпрыгивала на камушках или ракушках, передавая эти движения на бланк. Смотри вторую часть http://salapin.ru/blogs/album9464.html?preview=1. Обрати внимание на положение кормушки, когда она на течении перемещается - что может заставить ее катиться?
07.01.2018 20:25:44
euggn Гм... Как говорила Алиса - "нет чудес страньше, нет чудес чудесатее"(С)хохот То есть, это "натяжением шнура" на коротыше с инлайном закручивало поводки при стаскивании кормушки? И у плоского или прямоугольного в сечении объекта "момент стаскивания" и способ движения не будут отличаться от таковых - у цилиндрического (так как "кормушку тянет шнуром", хотя, вообще-то площадь "бока" кормушки размером, скажем, 5х3 см. всего в 4-5 раз меньше площади 30-50 метрового шнура с толщиной порядка 0,2 - меньше, кнечн, не на столько, чтобы этим вовсе пренебрегать). Про "руки"- вообще молчу. не понялtop:
07.01.2018 21:34:46
Арчилыч У дна скорость течения воды в несколько раз меньше, чем на поверхности. Сдвинуть кормушку, особенно, если она чуть заглубилась грузилом в песок или суглинок, течение у дна не может. На леску же действует весь скоростной поток воды, поэтому она выгибается по дуге и тянет за собой кормушку. А поводок может прекрасным образом запутаться при забросе, может запутаться при смене течения (как у нас на канале).
Не исключаю вариант, что при открывании шлюзов на канале, когда поток становится просто бешеным, кормушку может даже поднять над дном под действием усилия от лески, направленным еще и вверх, и кормушка, при значительной нижней площади груза или контейнере из пластика, будет парить в толще воды, смещаясь вниз по течению. В этом случае она поведет себя непредсказуемо.
07.01.2018 21:58:23
euggn Я не ловлю на канале.
Но помимо того, что неплохо могу "чувствовать дно" через удочку - видел четкую закономерность на коромысле: укатившаяся ракета - "перевитые поводки" - лежащая кормушка - с поводками все ОК.
В целом, безусловно, "пусть цветет тысяча цветов": на рыбалке есть только один критерий - практика.
А в виртуальной реальности их может быть сколько угодно, в любой удобной форме.
Но, повторюсь - в "разумных пределах", в 90% ситуаций проблему сноса кормушки (неважно, как именно физически ее тащит) надо решать "оптимизацией снасти" при использовании вполне "стандартного" оснащения.
Для форс-мажора - нет ничего проще проволочины. Которая с большим отрывом "убирает" любые "кастомные" дорогостоящие изыски, часто к тому же - не склонные летать, всплывать и вообще вести себя "по-человечески". Это, так сказать - "из практики". А как это выглядит с теоретической точки зрения - в виртуале, в межсезонье - любопытно, а на рыбалке - нет, так как плохо "способствует" практическому результату. пиво

 
К началу
к началу