Дата записи в блоге:
Дата добавления записи в блоге:
Игорь Плиев (aka Арчилыч)
В предыдущей статье «Возможности повышения сцепных свойств фидерных кормушек» был сделан вывод, что по совокупности сцепных свойств, имеющих место на различных участках дна, из рассмотренных кормушек лидирует кормушка с подвижным водилом, закрепленным вблизи центра масс груза, и кормушка с приподнятой (примерно до половины высоты кормушки) точкой крепления подвижного водила (особенно, если цеплять одну застежку за середину боковой стойки по высоте). Все пояснения, связанные с расчетами, даны в вышеприведенной статье.
На рисунке 1 показаны все три варианта кормушек. Кормушечный контейнер (клетка) изображен в виде проволочной сетки, но подобное крепление водила можно обеспечить и с другими контейнерами кормушки.
Рисунок 1 - Варианты кормушек с улучшенными сцепными свойствами: а) - кормушка с подвижным водилом, закрепленным вблизи центра масс груза; б) - кормушка с приподнятым подвижным водилом (до половины высоты кормушки); в) - кормушка с креплением застежки за середину боковой стойки по высоте
В качестве водила для варианта б), кроме водила из проволоки, можно использовать толстую монолеску или любой другой прочный гибкий тросик в виде хомутика. При промышленном производстве кормушек решения могут быть самые разнообразные.
Для повышения сцепных свойств предлагалось также устанавливать грунтозацепы в виде острых выступающих элементов (штырей) в местах предположительного действия реакции со стороны дна на груз без грунтозацепов. Вместо штырей на нижнюю плоскость груза (по его ширине) можно было бы устанавливать поперечную тонкую заостренную стальную пластину (предположительная толщина 0,5 - 1,0 мм и высота от поверхности груза 4-5 мм), прямую или овальной формы, выгнутой к задней части кормушки.
Данная статья является продолжением предыдущей статьи по кормушкам с повышенными сцепными свойствами и в ней предлагаются конструкции кормушек для ловли на сильном течении. Для начала проанализируем ситуацию на нашем рынке по предложениям отечественных и зарубежных производителей.
Я насчитал около 40 фирм, которые предлагают свои кормушки на российском рынке. Часть из них занимается собственными разработками, другая часть, в дополнение к собственным разработкам, копирует кормушки известных брендов. В моих запасах оказались кормушки Fox, Korum, Kostal, Wirek, Vegas, Allwega, Chameleon и два - три десятка кормушек без имени, наиболее востребованной для меня массой в 40-50 г, закупленных в разные годы.
Часть предложений от фирм касается кормушек для ловли на течении. Их, в основном, отличает повышенная масса груза в форме прямоугольного параллелепипеда или груз со смещенным назад (дальше от рыболова) центром тяжести различной формы. В последнее время стали предлагать и кормушки с различными грунтозацепами. Цель - уменьшить массу кормушки для удержания дна на течении и, тем самым, снизить энергозатраты при выматывании кормушки или кормушки с рыбой. Некоторые конструктивные особенности грузов таких кормушек показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 - Кормушки с грунтозацепами, предлагаемые на российском рынке: а) - кормушка Korum (Великобритания) с шипами, пластиковая сетка; б) - кормушка AXC AXIC-F6 (Украина), пластиковая, овальная с отверстиями, 4 грунтозацепа; в) - кормушка GRIZZLY (Украина), металлическая сетка, 6 грунтозацепов
Из представленных кормушек, по моему мнению, при одинаковых объемах контейнеров и одинаковой массе наилучшие сцепные свойства будет иметь кормушка GRIZZLY (аналогичную форму груза имеет кормушка PELICAN RIVER (Россия)), наихудшие - кормушка Korum. Полетные качества примерно одинаковы у всех кормушек, при выматывании поверхности быстрее достигнут кормушки AXIC и Korum. Основным недостатком кормушек AXIC и GRIZZLY будет значительное истирание (срезание) грунтозацепов из свинца при ловле на течении с камешками и ракушкой (дрейсеной) на дне. Кормушка Korum меньше подвержена этому процессу, но у нее и сцепные свойства похуже.
Есть информация, что на Украине в продаже появились кормушки с грузом из чугуна. Чугун легче свинца почти в 1,5 раза. Можно, конечно, делать из чугуна только нижнюю часть груза, и ее заливать в свинец или крепить к свинцу с помощью саморезов, но это усложнение технологии и стоимости кормушек.
Среди экзотических предложений выделяется кормушка от фирмы Browning под названием feeder (фидерная капля), показанная на рисунке 3. Кормушка разрекламирована как кормушка для очень сильного течения, которая бесшумно входит в воду, плотно лежит на дне, быстро взлетает на поверхность при выматывании. Каждый, кто хоть немного знаком с физикой или теоретической механикой, поймет, что это, мягко выражаясь, не так, что это, только, рекламный ход.
Рисунок 3 - Кормушка feeder от фирмы Browning (Великобритания)
При таком грузе в виде широкой лыжи с носком, загнутым вверх, кормушка вряд ли будет держаться на дне на сильном течении под действием силы от натянутой лески, и будет прекрасно преодолевать все неровности, камешки, ракушки, не задерживаясь на них. Из-за большой площади груза она будет входить в воду с большим «плюхом», и на течении парить в толще воды, отдаляясь от места падения неизвестно насколько. При выматывании кормушка будет вилять из стороны в сторону. Несколько лучше она будет преодолевать бровки, но это не самое главное в фидерной рыбалке на течении.
Отдельное направление в кормушкостроении связано с созданием кормушек - пуль для ловли на течении. Некоторые разновидности таких кормушек показаны на рисунке 4. Все они обладают хорошими полетными качествами и используются при дальних забросах.
Удержание кормушек на течении у первых двух кормушек - пуль связано с увеличенной массой груза, при этом у кормушки MATRIX конусообразная форма груза позволяет ему опираться на дно всей нижней поверхностью, что, видимо, по мнению авторов, должно увеличить сцепные свойства кормушки. У первой кормушки подвижное водило выполнено из пластика с расположением точек его крепления по концам диаметра клетки, у второй кормушки хомутик выполнен из монолески.
Рисунок 4 - Кормушки - пули, предлагаемые при ловле на течении: а) - кормушка - пуля Sport RB Sport-Bullet (Белоруссия) с цилиндрическим грузом, пластиковая сетка; б) - кормушка - пуля MATRIX Horizon Feeder (Великобритания) с коническим грузом, металлическая сетка; в) - кормушки - пули GRIZZLY (Украина) с грузом в виде кольца, 4 или 5 грунтозацепов, металлическая сетка
У кормушки - пули GRIZZLY груз охватывает контейнер в задней части кормушки по окружности и имеет развитые грунтозацепы V - образной формы из стальной тонкой проволоки. Такие грунтозацепы сложно срезать на аномалиях дна и они могут прослужить долго. Неподвижное водило (ушко) небольшой длины жестко крепится (приваривается) к корпусу контейнера из металлической сетки. Отказ от центрального хомутика чуть ухудшает дальность полета, но кормушка с ушком быстрее всплывает, правда, по некоторым оценкам, при выматывании она начинает раскачиваться из стороны в сторону.
Насколько грунтозацепы V-образной формы из проволоки могут заглубляться в грунт дна и сопротивляться перемещению можно оценить только на практике, на конкретном водоеме, но на украинских рыбацких форумах эти кормушки пользуются неизменным успехом.
Интересное решение для повышения сцепных свойств кормушки - пули предлагает фирма AXC (рисунок 5). Грунтозацепы здесь сделаны на дополнительном утолщенном грузе, который жестко приклепан к днищу кормушки. По сути дела, предлагается конструкция с двумя грузами, у которых совместный центр тяжести смещен назад.
Рисунок 5 - Кормушка - пуля AXC Bullet C (Украина)
Полетные качества такой кормушки высокие, держать дно она будет неплохо за счет перераспределения усилия на грунт назад под действием вертикальной составляющей тянущей силы от лески, возможности по всплытию также на высоте. Недостаток, обычный для грузов с грунтозацепами, полученными при их отливке из свинца - недостаточная долговечность при ловле на ракушках и камешках, относительно небольшое заглубление грунтозацепов в грунт дна и, отсюда, незначительное увеличение сцепления по сравнению с грузом без грунтозацепов.
Проведенный анализ конструкций кормушек, предлагаемых на российском рынке, показал, что одним из путей повышения их сцепных свойств для удержания дна является применение грунтозацепов. Сила тяжести (вес), с которой кормушка с кормом давит на дно, примерно равна силе тяжести пустой кормушки на воздухе, за счет действия выталкивающей силы на объем корма и объем груза в воде. Об этом надо помнить, занимаясь конструированием кормушек. Представим себе, что кормушка массой 50 - 100 г давит через грунтозацепы на дно и они должны в дно заглубиться, чтобы оказывать сопротивление при попытках перемещения кормушки под воздействием течения на леску.
Для этого грунтозацепы должны быть принципиально другими - из стальной, закаленной, заостренной проволоки определенного диаметра и длины. Они должны заглубляться на самых разнообразных грунтах дна и количество грунтозацепов должно быть небольшим, чтобы увеличить их давление на грунт.
На рисунке 6 показана кормушка с заостренными грунтозацепами определенных размеров. Длина конуса заостренной части 3-4 мм. Как вариант, грунтозацепы могут быть из проволоки с косым срезом на концах (под углом 30 градусов от вертикальной оси), направленным в сторону задней части кормушки.
Если подумать над тем, какая форма грунтозацепа будет легко входить в грунт и, в тоже время, оказывать, при попытках перемещения, большое сопротивление, то можно, вместо заостренного на конус конца, расплющивать концы проволоки на длину 3-4 мм, чтобы ее расплющенная часть в виде лопаточки, увеличенная по площади, еще больше повышала сопротивление кормушки сдвигу (понятное дело, лопатки грунтозацепов должны быть развернуты перпендикулярно продольной оси кормушки). Вместо задних грунтозацепов на нижнюю плоскость груза (по его ширине) можно устанавливать прямую тонкую заостренную стальную пластину толщиной 0,5 - 1,0 мм и высотой от поверхности груза 4-5 мм.
Рисунок 6 - Кормушка для ловли на сильном течении с заостренными грунтозацепами из стальной закаленной проволоки
Расстояние от краев груза до ближайшего П-образного профиля с грунтозацепами составляет 3-4 мм. Разнесение грунтозацепов по ширине на 30-40 мм позволяет кормушке иметь неплохую устойчивость и больше возможностей по осуществлению полной остановки (вероятность встречи какого-либо грунтозацепа с камешком, ракушкой увеличивается). Чтобы задние грунтозацепы (которые дальше от рыболова) не шли в колее передних при отдельных перемещениях кормушки, их можно разнести на разную ширину, например, передние на ширину 30 мм, а задние на ширину 40 мм. Но можно оставить и одинаковую ширину, в этом случае задние грунтозацепы будут сильнее заглубляться в грунт до момента касания нижней плоскостью груза дна.
Масса кормушки может колебаться от 50 до 100 г и более. При меньшей массе установка грунтозацепов лишена логики, так как еще можно использовать обычные кормушки. А кормушки с грунтозацепами массой более 100 г иметь нежелательно, так как все предложения по увеличению их сцепных свойств направлены на снижение энергозатрат при выматывании кормушки или кормушки с рыбой. А выматывать кормушку с массой более 100 г - то еще удовольствие, особенно, если нет правильной катушки (https://salapin.ru/blogs/katushki-tyaga-i-skorost.html)!
Груз желательно иметь шириной 12-20 мм с прямыми незакругленными ребрами в передней части. Сцепные свойства кормушки еще больше увеличатся, если она опустится на днище груза, которое будет создавать дополнительное трение.
Задался вопросом - если кормушка с грунтозацепами полностью сядет на нижнюю плоскость груза, то на грунт дна будет давить вся сила тяжести кормушки с кормом (за минусом вертикальной составляющей усилия от лески и выталкивающей силы воды), или только ее часть? Похоже, что может быть по-разному, все зависит от грунта - если кормушка при падении на грунт сразу вошла в него грунтозацепами и опустилась на нижнюю плоскость груза, а леска, под действием течения, стала ее постепенно смещать и делать это неравномерно, с рывочками, то под грунтозацепами могут образоваться микроуглубления и кормушка начнет давить на дно также, как кормушка без грунтозацепов, создавая, дополнительно к сопротивлению от грунтозацепов, свое трение (покоя или скольжения). В этом случае, сцепные свойства кормушки вырастут, практически, в 2 раза, по сравнению с кормушкой без грунтозацепов. Но, скорее всего, трение между грузом и дном будет реализовываться только частью силы тяжести кормушки, оставшейся нереализованной после погружения грунтозацепов полностью в грунт. Но, в любом случае, сцепные свойства кормушек с такими грунтозацепами резко увеличатся.
Все указанные геометрические размеры работают по принципу - чем меньше масса кормушки, тем меньше размер. Размеры ориентировочные, а использование таких кормушек на рыбалках позволит эти размеры уточнить.
Неподвижное водило (ушко) для крепления лески можно располагать от середины груза по высоте до верхней кромки груза. Приближение водила к верхней кромке груза будет увеличивать момент от продольной составляющей силы натяжения лески на течении, что позволит сильнее прижимать грунтозацепы передней части кормушки к грунту. Размер неподвижного водила по длине 5-20 мм. При увеличении длины водила целесообразно его приближать к верхней кромке груза, компенсируя увеличение реакции на задние грунтозацепы (нагрузки по передним и задним грунтозацепам будут распределяться более равномерно). Увеличение длины водила приведет к тому, что тянуть катушку при выматывании будет легче, но всплывать она будет чуть ближе к берегу.
Контейнер (клетка) у кормушки может быть любым: из металлической сетки - штамповки, из прозрачного пластика с клеткой типа Chameleon, c сеткой из твердого пластика, из пластика с отверстиями и без отверстий и т.д. Острые грунтозацепы, конечно, будут вынуждать аккуратнее обращаться с кормушкой, в том числе, при заполнении ее кормом. Подъем на поверхность при выматывании будет происходить, практически, не хуже, чем у кормушек без грунтозацепов. Преодоление бровок затруднено, но кормушки и предназначены для удержания дна водоема с течением, а не для скольжения по нему.
На базе представленной кормушки можно сделать несколько модификаций кормушек (рисунок 7) с двумя грунтозацепами.
Кормушка а) с грунтозацепами в задней части груза (дальше от рыболова) наклонится, как показано на рисунке, и у нее, до определенного момента, может происходить нагребание грунта передней гранью груза, что увеличит сцепные свойства кормушки. Видимо, все будет зависеть от характеристик грунта.
Рисунок 7 - Модификации кормушек для ловли на сильном течении с грунтозацепами: а) - кормушка с грунтозацепами в задней части груза; б) - кормушка с грунтозацепами в передней части груза; в) - кормушка со смещенным назад центром тяжести груза и грунтозацепами в его задней части
Увеличение длины неподвижного водила приведет к увеличению нагрузки на грунтозацепы, позволит грунтозацепам заглубляться сильнее, вплоть до осадки на нижнюю плоскость груза, что увеличит сцепные свойства кормушки. Пошаговое смещение грунтозацепов вперед вдоль груза будет увеличивать нагрузку на грунтозацепы (даже при небольшой длине неподвижного водила), и, при каком-то смещении, они также будут входить в грунт полностью.
Подъем на поверхность воды такой кормушки при выматывании не отличается от подъема на поверхность кормушки без грунтозацепов, полет также не отличается.
Расчеты, однако, показывают, что четыре грунтозацепа на кормушке обеспечивают лучшие сцепные свойства, чем два грунтозацепа такого же размера, при одинаковой полной массе кормушки.
У кормушки б) с грунтозацепами в передней части груза (ближе к рыболову) сцепные свойства будут сравнимы с кормушкой а), даже чуть хуже при одинаковых коротких водилах, так как задняя часть груза без грунтозацепов не нагребает грунт, а гладит его. Увеличение смещения водила по высоте приведет к увеличению нагрузки на грунтозацепы, позволит им заглубиться сильнее, вплоть до осадки на нижнюю плоскость груза, что увеличит сцепные свойства кормушки. Полет кормушки при забросе и выматывание ее аналогично действиям с кормушкой без грунтозацепов. Выматывание кормушки во многом зависит от материала и конструкции клеток. Интересно было - бы поиграть углом наклона грунтозацепов, размещая их не перпендикулярно грузу, а чуть уводя их острие вперед - как будут меняться сцепные свойства?
У кормушки в) со смещенным назад центром тяжести большая часть нагрузки будет приходиться именно на грунтозацепы, поэтому они будут при касании дна погружаться в грунт на большую глубину по сравнению с остальными кормушками на рисунке. Центр тяжести у такого груза смещается назад от середины на 0,5-1,0 см в зависимости от высоты передних и задних граней. При приближении грунтозацепов к этой точке погружение их в грунт будет более интенсивным и кормушка может лечь на дно нижней частью груза полностью. При опоре на нижнюю плоскость груза появится дополнительное трение между грузом и поверхностью дна. У кормушки со смещенным центром тяжести наблюдаются хорошие полетные качества и неплохой выход на поверхность воды.
Грунтозацепы рассмотренной формы можно установить и на кормушки - пули. На рисунке 8 показана установка заостренных грунтозацепов из стальной закаленной проволоки на цилиндрическую кормушку - пулю из металлической сетки.
Рисунок 8 - Кормушка - пуля с грузом в виде кольца и заостренными грунтозацепами
При наличии грунтозацепов под действием усилия воды на леску на течении передний край кормушки (ближе к рыболову) приподнимется и вся нагрузка от кормушки (за минусом выталкивающей силы и вертикальной составляющей силы натяжения лески) будет приходиться на два грунтозацепа. То есть, нагрузка не размазывается по различным возможным опорным поверхностям кормушки, а сконцентрирована в двух точках.
В отличие от грунтозацепов кормушек - пуль GRIZZLY, показанных на рисунке 4в, заглубление данных заостренных грунтозацепов будет больше, и сцепные свойства кормушки повысятся. Кроме остроты грунтозацепов этому способствует их увеличенное до 6 штук количество, что позволяет им под меньшим углом входить в грунт дна. При определенных соотношениях массы груза и свойств грунта кормушка может опереться на дно нижним краем кольца, что увеличит сцепление за счет дополнительного трения. Как вариант, можно сделать наружный диаметр кольца, примыкающего к контейнеру - сетке, больше диаметра сетки на 6-8 мм, а наружную поверхность кольца выполнить в виде конуса с уменьшением диаметра к задней части. При опускании на грунт такая кормушка будет дополнительно загребать грунт нижней частью кольца, увеличивая сопротивление сдвигу. В качестве грунтозацепов неплохо - бы подошли старые патефонные иглы.
Полетные качества и выход на поверхность воды у такой кормушки на высоте. Контейнер округлой кормушки - пули по материалам может быть любым. Как вариант, вместо неподвижного водила (ушка) можно использовать центральный хомутик - дальность полета увеличится, но выход на поверхность воды будет происходить чуть ближе к берегу.
Груз кормушки в виде кольца требует равномерной установки по окружности груза нескольких грунтозацепов, так как заранее неизвестно, на какую сторону кормушка приземлится. Установка таких грунтозацепов по окружности на центральный груз любой формы (шар, цилиндр, конус) на кормушках-пулях, выпускаемых серийно, резко повысит их сцепные свойства без потери полетных качеств.
Но можно обойтись и двумя грунтозацепами. На рисунке 9 показана как раз кормушка - пуля такой конструкции. Центр тяжести груза у такой конструкции смещен вниз и кормушка после натяжения лески будет на дне садиться на грунтозацепы. Так же, как у предыдущей кормушки - пули, вся нагрузка от кормушки в воде, за минусом выталкиваюшей силы и вертикальной составляющей силы натяжения лески, будет приходиться на грунтозацепы.
Входить в грунт дна они будут глубже по сравнению с кормушкой с грузом в виде кольца, так как оба грунтозацепа располагаются параллельно друг другу. Возможен случай, когда кормушка полностью ляжет на нижнюю плоскость груза, как показано на рисунке. В этом случае сцепные свойства увеличатся, особенно, если передняя грань груза будет нагребать грунт при незначительных перемещениях, упираться в камешки или ракушки. При изготовлении груза угол наклона нижней грани можно выбрать градусов в 15-20. Чтобы отличать такую кормушку от других кормушек - пуль, ее можно назвать «кормушкой - пулей со смещенным вниз центром тяжести».
Рисунок 9 - Кормушка - пуля со смещенным вниз центром тяжести и двумя грунтозацепами
Так как расчеты показывают, что 4 грунтозацепа обеспечивают лучшие сцепные свойства, чем 2 грунтозацепа, то на нижнюю плоскость груза массой более 70 г можно установить еще два грунтозацепа такого же размера или использовать 2 грунтозацепа несколько большего диаметра и длины. Надо пробовать. Можно поиграть и изменением углов наклона грунтозацепов вперед. Кормушка такой конструкции напоминает якорь, который готов противостоять любому течению.
Высокие полетные качества и неплохой выход на поверхность воды делает такую конструкцию весьма перспективной. Контейнер кормушки может быть выполнен из любого материала и, в принципе, может быть любой формы в поперечном сечении, а внутренняя форма груза должна этой форме соответствовать.
В заключение остановлюсь на идее использования двух кормушек, соединенных через водило (ушко) перемычкой. В своей профессиональной деятельности мне приходилось заниматься разработкой теории движения и конструированием сочлененных колесных и гусеничных машин. Под сочлененными машинами понимают такие, у которых поворот осуществляется за счет складывания секций в плане под действием гидроцилиндров. Но сочлененные машины обладают еще одним свойством - секции этих машин очень хорошо приспосабливаются к неровностям местности за счет возможности их складывания в вертикальной плоскости и возможности вращения секций относительно их продольных осей.
Идею приспосабливаемости к различным складкам и неровностям на дне я и решил использовать при создании сдвоенной кормушки (рисунок 10). Такую конструкцию можно назвать «Тандем», или, по аналогии с мормышками, «Паровоз».
В рыбацких магазинах конструкция тандемов заводского производства не встречается (пока), поэтому расскажу, как ее изготовить из подручных материалов. Берутся две одинаковые кормушки массой 30г, 40г или 50г (кормушки большей массы, я думаю, понадобятся редко, но можно взять и 60г). Важно, чтобы груза у них были достаточно высокие (а значит, узкие), ребра без закруглений, и водило (ушко) жестко вделывалось в груз сверху и было коротким.
Рисунок 10 - Тандем из одинаковых серийных кормушек
Они разворачиваются навстречу друг другу, при этом ушко передней кормушки кладется сверху на ушко задней кормушки, как показано на рисунке, и соединяются мягкой проволокой, например, от скрепки, если отверстие ушка небольшое, или медным (алюминиевым) толстым проводом в оплетке, если ушко имеет отверстие покрупнее. Не надо соединять кормушки жестко, они должны иметь возможность немного покачиваться относительно друг друга в вертикальной плоскости и вдоль осевых линий. Так как кормушек с двумя ушками еще не продают (не встречал), то спереди можно установить (примерно на середине по высоте кормушки) подвижное водило из проволоки, как показано на рисунке, или хомутик из лески.
При таком соединении передняя кормушка будет находиться под углом к грунту и будет передней гранью стараться его нагребать, увеличивая сцепные свойства кормушки. Задняя кормушка, на которую через ушко давит вниз передняя кормушка, тоже будет подгребать грунт, правда, в меньшей степени. Кормушки, при этом, будут постоянно контактировать с дном, приспосабливаясь к нему за счет своих небольших размеров и возможностей разворотов в сочленении. У единой кормушки такой же длины могут быть проблемы по контакту с дном всей поверхности нижней кромки груза.
При забрасывании такие кормушки (при небольших неподвижных водилах) складываться будут незначительно, так что полетные качества у них неплохие. Выход на поверхность воды также не представляет особых трудностей. Если у задней кормушки груз будет большей длины и массы, чем у передней, то полетные качества тандема только улучшатся. Поэтому сочетания масс кормушек (у передней меньше) 30г и 40г, 30г и 50г, 30г и 60г, 40г и 50г, 40г и 60 г, 50г и 60 г также может найти применение.
Предлагается также тандем из специальных кормушек с грунтозацепами с возможной вероятностью их заводского производства (рисунок 11). Передняя кормушка отличается только двусторонним расположением неподвижного водила. При желании кормушки можно использовать и по отдельности.
Рисунок 11 - Тандем из специальных кормушек с грунтозацепами
Могу утверждать, что сцепные свойства у этих кормушек будут неплохими. И теперь вопрос от друга перед выездом на совместную рыбалку: - «А ты наточил грунтозацепы своих кормушек?» уже не будет выглядеть каким-то странным! Но все надо проверять на практике.
Одна из возможных методик по предварительной проверке сцепных свойств кормушек на испытательном стенде:
- взять емкость, например, металлическое корыто (предположительные размеры: длина 80-120 см, ширина 40-50 см, высота 15-20 см - размеры могут отличаться в любую сторону);
- выставить корыто горизонтально на удобную для проведения эксперимента высоту, наполнить его примерно на половину по высоте грунтом со дна водоема с течением, на котором собираешься ловить, можно с ракушками и камешками;
- наполнить корыто водой, чтобы она покрывала грунт на 4-6 см. Это нужно для имитации состояния грунта на дне и созданию выталкивающей силы. Грунт разровнять, дать осесть мути;
- подготовить ровную округлую деревянную рейку диаметром около 1,5 см или взять металлическую трубу диаметром 1,0 - 1,5 см, длина которой позволяла бы ее перемещать поперек корыта по его верху;
- подготовить два отрезка резиновой нити с общей длиной 10 см и одинаковыми петельками по краям, для этого можно взять резину для штекерных удилищ;
- взвесить на электронных весах все испытываемые кормушки, разница в их массах не должна быть больше 5 г, если нужно узнать сцепные свойства кормушек одинаковой массы. Но есть смысл проверять сцепные свойства и кормушек разной массы, может так получиться, что кормушка меньшей массы будет иметь лучшие сцепные свойства. Проверять сцепные свойства кормушек следует без корма;
- закрепить к одной из петелек резинки кормушку, другую петельку надеть на рейку, проделать это с двумя кормушками;
- выставить обе кормушки у края корыта на грунте и начать их медленно протягивать, внимательно наблюдая за кормушками и величиной растяжения резиновых нитей. Чем позже кормушка сдвинулась с места, тем трение покоя у нее выше, тем труднее ее будет сдвинуть течением, давящим на леску. Чем сильнее одна кормушка отстает от другой при дальнейшем протягивании, тем она будет больше сопротивляться течению при ее сдвиге. Нет смысла записывать удлинение резинок - достаточно визуального контроля по принципу «лучше - хуже». Следует отметить, что сцепные свойства будут проверяться у кормушек с конкретной длиной и конструкцией водила - и это правильно;
- дальнейший алгоритм испытаний следующий: протянуть две кормушки не менее 3 раз, каждый раз протягивая их по нетронутому грунту, а не по следу, выбрать лучшую по сцепным свойствам, ее оставить и взять следующую, обе протянуть, лучшую оставить и взять следующую и т.д. В конце концов, можно выбрать лучшую кормушку по сцепным свойствам из всех кормушек, которые имеются в наличии.
Окончательно сцепные свойства кормушек нужно проверять на рыбалке и делать это по принципу «держит дно - не держит дно» при существующем течении, но данная методика позволяет выбрать кормушку с лучшими сцепными свойствами (из имеющихся в наличии) и именно ее уже проверять на водоеме.
1. Проведенный анализ конструкций кормушек, предлагаемых на российском рынке, показал, что одним из путей повышения их сцепных свойств для удержания дна на водоемах с сильным течением является применение грунтозацепов. Однако грунтозацепы из свинца на нижней плоскости груза не обеспечивают значительного повышения сцепления с грунтом дна и быстро стачиваются на течении при взаимодействии с ракушками и камешками. Грунтозацепы из чугуна пока не получили распространения - чугун легче свинца в 1,5 раза, что значительно увеличивает объем груза, а изготовление из чугуна только нижней части груза с грунтозацепами усложняет технологию изготовления кормушек и увеличивает их стоимость.
2. Сцепные свойства кормушек для течения очень сильно зависят от формы и размеров грунтозацепов, и материала, из которого они сделаны. Сила тяжести (вес), с которой кормушка с кормом давит на дно, примерно равна силе тяжести пустой кормушки на воздухе, за счет действия выталкивающей силы на объем корма и объем груза в воде - это надо иметь в виду при конструировании кормушек. Для улучшения сцепных свойств предлагается на кормушки устанавливать грунтозацепы из стальной закаленной проволоки определенного диаметра и длины с заостренными концами разного профиля. Рассмотрены варианты установки грунтозацепов на кормушки с грузами различной формы, дана оценка повышения их сцепных свойств, полетных качеств и особенностей при выматывании. В заключение рассматривается конструкция «Тандем» из сдвоенных кормушек.
По моей оценке, хорошие сцепные свойства будут иметь все кормушки с предлагаемыми грунтозацепами, но особенно следует выделить четыре: кормушка с четырьмя грунтозацепами, кормушка - пуля с грузом в виде кольца с шестью грунтозацепами, кормушка - пуля со смещенным вниз центром тяжести с двумя или четырьмя грунтозацепами, тандем из специальных кормушек с грунтозацепами. Не исключено, что при некоторых особенностях дна диаметр грунтозацепов потребуется увеличить (по сравнению с предлагаемым). В конце дается методика предварительной оценки сцепных свойств кормушек на испытательном стенде. При конструировании кормушек следует помнить, что увеличение длины неподвижного водила приводит к смещению нагрузки к задней части груза, а поднятие подвижного или неподвижного водила вверх приводит к смещению нагрузки к передней части груза.
3. Надеюсь, представленный материал даст пищу для размышлений отечественным и зарубежным производителям товаров для рыбалки и позволит им выйти на новый уровень кормушкостроения в части удержания дна. А фидермены проверят эти разработки на практике.
Кресло Korum standart Accessory Chair