Покорение стоячих вод.

Трофеи

Покорение стоячих вод.

Часть 1: Подготовка

После удачной, с практической точки зрения, рыбалки на пруду 10-го мая я не мог успокоиться всю рабочую неделю. Все время думал о том, как сделать свою снасть надежной и чувствительной. С одной стороны поводки, с другой разборчивость рыбы к изящности оснастки. Я должен применять более тонкие поводки, что бы карп не пугался и смело брал насадку. В то же время поклевка карпа достаточно мощная, что бы оборвать любой поводок, смонтированный по законам речной ловли.

В результате своих изысканий в этом направлении, я пришел к оснастке in-line. До меня уже все описано и отработано в рыбацких учебниках. Но я пришел к этой оснастке самостоятельно, на примере своих неудач. Спасибо матери с отцом, школе и улице за то, что научили анализировать и думать.

Что было не так?

При ловле на реке со средним и сильным течением я с успехом использовал оснастку Патерностер. И, сказать по чести, не задумывался о том, почему поклевка бонуса (допустим леща от 2-х кг) не приводит к обрыву поводка. Даже если такой факт и присутствовал на отдельно взятой рыбалке, то обрыв поводка приписывался к толщине лески, наличию ракушки на дне или к неумелым действиям рыболова, то есть меня. Как правило, после этого я ставил поводок потолще и этим вопрос снимался. Зачастую вместе с клевом. Но только сейчас начинаю понимать, что все немножко сложнее.

Дело в течении. Именно наличие течения воды дает нам возможность ловить на более тонкие снасти. Все мы знакомы с дугой натянутой лески. Чем сильнее течение, тем больше дуга. В момент поклевки большого сильного экземпляра леска стремится выпрямиться. С одной стороны ее тянет рыба, с другой неподвижное удилище. В этот момент и работает дуга лески, полученная из-за течения. Она выступает в роли амортизатора, не давая рыбе оборвать поводок (или снасть в целом). Это потом в работу включается фрикцион катушки, бланк удилища и голова рыболова. Конечно все относительно. Если оснастка настроена на поимку, скажем так, мелочи, то и напряжение лески на дуге может быть больше чем разрывная нагрузка на поводке. Тогда любая рыба большего размера, чем запланированная, этот поводок оборвет. Ракушку и зацепы я сейчас не учитываю, считая это форс-мажором. Из этого следует, что для каждого конкретного места и водоема с течением подбор оснастки будет разный.

На стоячем водоеме, наверное равно как и на водоеме со слабым и очень слабым течением дуги, образуемой леской, нет. В большинстве случаев, если не во всех, леска располагается по прямой от удилища к насадке или под небольшим углом в вертикальной плоскости, зависящим от характеристик лески (тонет, не тонет) и глубины в точке ловли, что, по-моему, не столь существенно и не может сойти за пресловутую амортизацию. Я рассматриваю водоемы с дном типа «корыто» или с более интересным дном, но с дальней точкой ловли. Еще можно прилепить сюда и мою патологическую лень и нежелание наматывать на шпулю монофильную леску, которая сама по себе является неплохим амортизатором при ловле на дальних дистанциях. Итак – я ловлю на ту же плетенку, что и на реке.

В отчете о рыбалке 10.05.2014 я писал, что несколько часов подбирал ключик к рыбалке на пруду. Пробовал различные варианты. Но получал лишь оборванные поводки. Сейчас я точно понимаю причину этих своих неудач. Как и написано в отчете – это отсутствие амортизации снасти. И первую скрипку в этом играла кормушка. На Патерностере она закреплена неподвижно, если так можно высказаться, глухо. И при сильном рывке за крючок играла роль стопора. Уже дома я смоделировал эту ситуацию: собрал оснастку Патерностер, кормушку 56 грамм и поводок 0,22 (нормальный рабочий вариант при ловле крупного леща на реке). Затем сильно дергал за крючок. В восьми случаях из десяти поводок обрывался. Можно скорректировать процент обрывов, применяя более качественный поводковый материал, но в целом склонность к обрыву остается. Отсюда вывод: нужно исключить влияние кормушки на движение снасти в момент поклевки. А это ни что иное как in-line. Тогда и поводки можно ставить из более тонкой лески, что положительно скажется на уверенности поклевок осторожного карпа.

Еще один момент. При подготовке к следующей рыбалке, а она напрашивалась на том же пруду и с той же рыбой в целях закрепить достигнутый успех, я немного поэкспериментировал с узлами для вязания крючков. Всегда вязал простой и надежный узел, о таком Дмитрий Салапин рассказывал в своей статье «Узел для привязывания крючка с лопаточкой».

И до сих пор претензий к этому узлу у меня не было. Мало того, все разговоры о разных процентах снижения прочности одной и той же лески при применении разных узлов считал чистой воды словоблудием и не обращал на это внимания.

Но сейчас решил еще раз убедиться в своих убеждениях и протестировать различные узлы на разрыв в своих могучих руках. Эта идея пришла мне в голову тоже не с бухты барахты. Посещая как то на неделе рыболовный отдел в одном сетевом маркете, я показывал жене, как рвется леска на узле. Благо для этого была возможность. Целью моей было как раз доказать, что чем толще леска тем и стойкость узла к разрыву больше.

Но все оказалось не так, как я считал до этого. Если плавно разрывать леску с узлом, то разница в толщине приносит ощутимую разницу в силе, приложенной к леске для её разрыва. Но рыба не клюет медленно и печально, рыба хватает насадку и, наколовшись о крючок, тут же улепетывает. То есть происходит резкий рывок. Так я и поступил в магазине. Вязал узлы на леске различной толщины и рвал ее рывком. Каково же было мое удивление, когда я без проблем таким образом разорвал леску 0.6. При чем усилие было такое же, как для лески 0.2 и 0.3. И на руках не осталось и следов, то есть руки я не поранил. В тот момент я крепко задумался о надежности различных узлов в различных условиях.

Итак: я перепробовал различные узлы для вязания рыболовных крючков и рвал их руками. Одной держа за крючок, другой дергая за петлю. Хотелось подвергнуть нагрузке весь поводок. Как правило рвалось на крючке. (Ну и сильный же я малый) И только узел Паломар показал себя наиболее достойным для сопротивления разрыву. Я конечно могу на работе провести метрологические тесты с узлами, с аппаратурой и так далее. Но, во-первых лень, во-вторых личными ощущениями как то ближе к сердцу и понятнее.

В общем навязал я поводков для предстоящей рыбалки из лески 0.2 и 0.18 с узлом Паломар. Забегая вперед скажу, что показали они себя очень неплохо. Ни одного поводка не оборвано. Хотя многое на этой рыбалке было не так как на реке.

Часть 2: Рыбалка

Собрав воедино весь полученный опыт, в воскресенье 18 мая сего года в 02.50 ночи, мы с женой отправились на рыбалку. К воротам платника подъехали уже в 4.30. Ни какой очереди не было и, по словам охраны, пруды пребывали в спокойствии, если не считать пару тройку компаний оставшихся на берегу в ночь.

Купив путевку и 0.8 кг местной прикормки-гранул, мы без труда выбрали себе место и не спеша стали готовиться к ловле, раскладывая имущество. Я в первую очередь занялся приготовлением прикормки. Елена просила не мудрить с аромами и сделать нам обоим одинаковую прикормку с одинаковым ароматом. Я пообещал удовлетворить желание женщины и, не мудрствуя лукаво, как просила жена, сделал по-своему. Хотя в принципе все было по-максимуму одинаково. Моя прикормка состояла из GF Лещ и SECTOR-GF Фидер Чеснок. Для жены GF Плотва и SECTOR-GF Фидер Чеснок. В качестве крупной фракции использовал местные гранулы, Прикорм Green Betaine 4,5 от GF и сладкую кукурузу.

Живой компонент – живой опарыш. Что-то мешает мне убивать опарыша для использования в прикормке. Наверное я очень чувственный.

Ввиду отсутствия других удилищ ловили мы на свои фидеры оснащенными теми же катушками. То есть все как всегда. Только оснастку я сделал иную. В начале на основу надел купленные накануне очень изящные маленькие антизакручиватели затем заводное кольцо на петлю связанную на конце основы. На карабин антизакручивателя цеплялась кормушка, а на заводное кольцо поводок. Не думаю, что для кого то открою Америку этой оснасткой. Но для себя собирал ее исходя из представлений о поклевке мощного карпа и работы всей снасти при этом.

Тут в голове возник вопрос: - как выбрать точку ловли?

Учтя описание водоема одним из моих товарищей я не стал что то искать на ровном как блюдце дне и решил, что ловить будем там, куда каждый из нас комфортно, сидя на стуле, будет добрасывать полную корма кормушку. Ориентиры на противоположном берегу понятное дело в работе. Так и были выбраны точки ловли: у меня 57 оборотов моей катушки, у Лены 53 оборота ее катушки соответственно.

Все приготовлено, смонтировано, расставлено по местам, мусор убран в подготовленный пакет. Водоем с нетерпением ждал наших первых забросов.

6.00 Понеслась.

Договорились кормить до 7.00, а далее увеличивать время ожидания до 15 мин.

В это время слева появилась компания рыбаков в сопровождении детей и жен. С шумом и гамом они вывалились из своего кроссовера и начали вытаскивать из багажника пакеты, по-видимому, с едой, машину при этом не глушили. Мы с Леночкой начали кормить свои точки под рык дизельного двигателя, детские хихоньки и властные команды взрослых. Справа тоже появился мужчина с удочкой, но он вел себя очень тихо и обращал на себя внимание только своими передвижениями. Мы продолжали кормить точки. Слева появилась батарея очень красивых крокодилов с электронными регистраторами поклевки, которые, хоть и не бубенчики, но все равно задолбали изрядно в течение рыбалки, реагируя на любой порыв ветра.

Вообще люди слева, на мой взгляд, были какие то странные. Три крокодила с электроникой, три крокодила с бубенчиками (они появились тогда, когда жена поблагодарила судьбу за их отсутствие) и две махалки. Как они собирались в такой тесноте с таким обилием лески ловить рыбу я могу только догадываться, или даже догадываться не могу. Потом в течение дня было забавно любоваться, как эти ребята скачут через свои удилища, задевая их ногами и руками и издавая всевозможные музыкальные рулады.

Мы продолжали кормить точки, получая в ответ смелые дробастеры наноплотвы.

А ребята, только закинув, получают поклевку на бубенчики и как бонус карася ладошечника. Потом еще. Но только ладошечника.

Мы продолжаем кормить точки. Настроение начинает падать как подбитый истребитель. И тут в 6.50 Лена получает срыв удилища. Хорошо, что она ловит тактильно и удилище из рук не выпускает, получая все поклевки прямо в руку. Но тут, сделав подсечное движение и поставив удилище вертикально, она еще пару секунд не могла переложить руку на катушку из-за сильного давления и рывков с той стороны лески. Но он там был. Я имею в виду тот факт, что рыба была на крючке и при этом поводок не оборван, а регистрация поклевки прошла как по сценарию. И пока Лена вываживала первую рыбу, я наслаждался игрой вершинки ее удилища и внутренне ставил себе пять баллов за подготовку к рыбалке. Снасть работала.

Первенцем оказался зеркальный карп чуть более кило. В работу вступил подсачек оборудованный новой головой, так же купленной намедни. И вот карп занял место в разложенном, только после поимки первой рыбы, садке. Поздравительный поцелуй женщине-рыболову фото на память и процесс продолжился.

Следующая поклевка не заставила себя ждать.

Тот же мощный рывок и вот Елена уже в контакте с еще более сильным соперником. Второй карп сопротивлялся по-взрослому. Удилище отрабатывало уже всем бланком. Фрикцион периодически визжал как резанный. Но и этот и все остальные поединки прошли в нашу пользу.

А слева периодически заливались бубенцы и пипикалки. А справа тишина. К стати о «справа». У меня было впечатление, что справа в нашу сторону, как дымка, ползла обида и чувство досады. Видимо у мужика рыбалка не клеилась.

К 8.00 Лена вела в счете 4:0. Но уже через какое то время я счет этот сравнял и даже на пару минут вырвался вперед.

Самое время похвалить спрей-дип от компании энергия «Карп перцовый микс». Конечно у рыбы я не спрашивал, да и врят ли бы она мне ответила, но по личным ощущениям поклевки на насадку, сдобренной этим дипом, были более уверенными и бесстрашными.

Рыбалка превратилась в бесконечное удовольствие борьбы с сильным соперником. И мы, в конце концов, потеряли счет пойманной рыбы.

Один из карпов стал рыбой дня – 2.00кг. Губа у него была после травмы. По-видимому сорвался этот карп у кого то с крючка, разорвав себе губу. Но от меня ему уйти не удалось.

Самая запоминающаяся поклевка случилась у меня. С момента заброса прошло минут десять и я, притупив свое внимание, отвлекся на разговор с женой. Естественно неожиданно завизжал фрикцион, отдавая леску тому кто позарился на мою насадку. Дойдя до резинки-стопора леска потащила за собой вначале вершинку, затем удилище целиком. И вот комель моего фидера приподнимается и бодренько уходит куда то вправо. Я все это наблюдал как в замедленном кино.

Очнулся от ступора так же неожиданно как и произошла поклевка. Потянулся за комлем удилища и навернулся со стула, но комель поймал. Короткая подсечка, и вот я уже чувствую очумелое сопротивление на том конце. Попросив Елену взять фотик и снять на видео, приступил к вываживанию монстра, которым оказался карпик всего-то в кило весом. Ай да молодца. Какое удовольствие предоставил. За свою активность и борьбу этот рыб был отпущен с напутствием подрастать. Хотя Лена предлагала его зажарить.

В какой-то момент мне стало даже как-то неловко перед компанией слева. Видимо женщины (жены и дети - дочки) очень ждали от своих мужчин карпа, а им попадались только карасики. И мангал у них разложен, и шашлык женщины уже приготовили, аромат которого так сладко наполнил даже нашу поляну. Лена, обратив на этот аромат свое внимание, посетовала на то, что мы не догадались взять с собой шашлычка: - Эх, так шашлычка хочется!!!

Я подошел к ребятам с целью «так просто поговорить», и выяснил, что они ловят с какой-то ядовито-зеленой прикормкой по описанию «Ваниль» и на крючки насаживают червя. Сказав о том, что я ловлю на опарыша и увидев их расстроенные мины, подогнал я им баночку опарика и пожелал поимки карпа. Мужички воспряли духом и принялись переоснащать свои удилки.

А через пять минут мы с Леной получили алаверды. Нам принесли целую тарелку шашлыка с лавашем. Спасибо вам добрые люди. Как раз то, о чем были заняты думки наших желудков.

Прекрасный день получился, я вам скажу друзья мои. В какой то момент я понял, что мы получили то, ради чего приехали на этот водоем. Пора и честь знать. Тем более что в воскресенье после обеда дачники начинают свой дорожный Армагеддон в сторону Москвы. Я приступил к процедуре сбора. А мужичек справа, так и не «порадовав» нас трелями бубенцов как-то тихо исчез.

Взвешивать пришлось в два этапа. Ни один пакет не выдерживал такой нагрузки. Результат оказался для меня рекордным (если не считать рыбалку на Волхове) – более 20 кг. Точность мне не нужна была, потому как с крючка было отпущено несколько карпят недомерков и еще потому, что добрая часть улова была амнистирована. Столько нам не надо. Оставшаяся рыба была упакована и подготовлена к дальней дороге. Но Елена попросила презентовать компании слева пару карпов, учтя их шашлык и потому, что ребята принялись готовиться к копчению своего улова, а карпов в улове-то и не было.

Сказано сделано. Два зеркальных карпа, навеской 1.5 кг ушли в качестве утешительно приза в общем-то неплохой компании.

В 14.00 мы были готовы тронуться в путь. Впереди трехчасовая поездка к дому. А там нас ждало еще и двухчасовое копчение.

Как вывод могу сказать, что мои поиски необходимой остнастки могли быть и более быстрыми, прими я информацию о способах ловли на платниках полученную со стороны за непреложную истину. Но свойственное мне сомнение привело к этому через физику работы снасти прокрученную в мозгу несколько сотен раз. Опыт получен. Результат на лицо. Теперь на платник мы ездить не побоимся, мы к нему готовы.

Как ты там без нас, быстрая река?