Как два увлечения слились в единое целое. Рыбалка и фотография.
Рыбной ловлей я занялся уже очень давно. Сколько себя помню – меня всегда тянуло на воду. Да и с фотографией все было примерно так же, только плотнее заниматься я ей стал лишь в последнее время. Казалось бы, где тут связь? А она есть, причем прочная, неразрывная. И в этом тексте я попробую рассказать, как одно увлечение позволило мне совершенствоваться в другом.
Поначалу фотоаппарат мы берем с собой всегда, когда хотим запечатлеть что-то на память. На рыбалке это, в первую очередь, улов и то место, где мы побывали. Но со временем делать чисто документальные кадры («рыба», «я с рыбой на фоне воды», «река»&hellip становится скучно. Уже хочется сделать и такие снимки, которые имели бы собственную ценность. Конечно, для этого нужны и какие-то теоретические знания, но главное – это практический навык. Больше снимать, и тогда все рано или поздно получится, придет понимание, как сделать хороший кадр. И тут становится очень кстати то обстоятельство, что ты выбираешься из городской суеты, своих дел, и оказываешься в каком-то отдельном мире, где ничто не мешает заниматься творчеством. А поскольку рыбалка – процесс размеренный, неспешный, то времени почти всегда хватает и на то, и на другое. Главное, не забыть взять с собой фотоаппарат.
Теперь поговорим, что же там, на рыбалке, можно снять интересного. Ну, конечно же, – это пейзажи! И главное преимущество тут в том, что сам процесс рыбной ловли предполагает, что мы находимся в месте, которое собираемся сфотографировать, как правило, в утренние или вечерние часы. Наверное, все знают, что днем клюет хуже. А утро и вечер – лучшее время не только для рыбака, но и для фотографа! Потому что в это время самый лучший свет! А свет в фотографии – это практически всё.
Вот пример одного и того же пейзажа, сделанного мной в утреннее и дневное время – разница налицо! (Здесь и далее приводятся фотографии, сделанные мной лично.)
Второй момент, на который стоит обратить внимание, - это вообще сам факт того, что мы находимся на реке, пруду или озере. Вода - сама по себе знаковый объект для снимка, и такие фотографии, зачастую, изначально выигрывают перед остальными.
Третье – это природа в целом. Нам уже надоели кирпичи, трубы, провода и прочие атрибуты города. Разглядывать их еще и на фотографиях – сомнительное удовольствие (хотя всегда есть исключения из правил). Совсем другое дело -наслаждаться видом водной глади, полей, деревьев, облаков… И это всё нам становится доступно, остается только грамотно сфотографировать.
Четвертая, на мой взгляд, очень важная особенность съемки пейзажа на рыбалке, это то, что мы можем наблюдать за тем, как меняется состояние окружающей среды в течение довольно долгого отрезка времени. Тут можно говорить как об интервале в несколько часов, так и о глобальных изменениях окружающего нас пространства в течение нескольких дней, месяцев и даже лет. Ведь, зачастую, на рыбалку мы ездим в одни и те же места, но я не припомню такого, чтобы все вокруг было абсолютно неизменно.
В течение одного выезда многое может меняться.
- Время суток (утро, день, вечер, ночь). Это разное положение солнца, направление и интенсивность света, цветовая гамма. А от света, как я уже говорил, в фотографии зависит очень многое. Утром и вечером свет более рассеянный, поэтому на фотографиях не будет очень глубоких теней и выбитых пересветов (технические особенности всех фотоаппаратов - камера не справляется с полным диапазоном тонов), картинка будет визуально приятнее. При этом он еще и отбрасывает красивые длинные тени – за счет этого в кадре создается глубина пространства.
Если день ясный, то чем ниже солнце над горизонтом, тем больше окружающий нас пейзаж будет окрашен в теплые красновато-желтоватые тона. Это создает в кадре неповторимую атмосферу. Наоборот, чем оно выше – тем цвет будет более нейтральным, а цвета будут ближе к реальности. И тут, на рыбалке, у нас как раз с течением времени есть возможность сделать выбор, что мы хотим от снимка. И выбрать момент для съемки.
Лично мне очень нравятся утренние кадры. Да и вообще, в это время природа неповторима. Все, что нас окружает, становится каким-то особенным утренние часы. Это сложно передать словами, наверное, это можно только прочувствовать.
- Погода. Чистое небо, кучевые облака, пасмурная погода, дождь, надвигающийся фронт, штиль, ветер – все это изменяет окружающее нас пространство и делает наш пейзажный снимок особенным. Плюс, опять же, свет при каждом погодном явлении разный – это тоже дает безграничный простор для творчества.
Как говорится, для фотографа не бывает плохой погоды и плохого света (как и для рыбака бывает только плохая одежда). Но лично мне больше нравится снимать пейзажи в солнечную погоду с кучевыми облаками. Это заставляет «работать» в кадре небо, а оно всегда немаловажная часть пейзажа. Плюс, в отличие от пасмурной погоды, получается более выраженный свето-теневой рисунок, что также придает кадру объема и зрелищности. Ну и надвигающийся грозовой фронт – это тот момент, который ни в коем случае нельзя упускать!
- Окружающие нас предметы. Например, по реке может проплыть лодка или большой корабль. Иногда такой пойманный момент может стать изюминкой и превратить скучный снимок в интересный пейзажный кадр. Также можно сделать частью пейзажа своих коллег по увлечению. В этом случае, например, очень хорошо работают силуэтные кадры.
Да, и еще я забыл сказать про туман. Эти моменты упускать тоже нельзя. Туман – это мистика, загадочность, своя особая атмосфера. С ним всегда нужно экспериментировать, и я уверен, что хоть один интересный кадр точно получится! Единственное, нужно быть очень аккуратным в обработке этих снимков. В таких фотографиях обычно нет точки белого (нужно очень аккуратно ее устанавливать или вообще не трогать), и в них всегда пониженный контраст. С его прибавлением тоже стоит быть осторожнее.
Если говорить о глобальных изменениях, то, конечно же, в разное время года пейзаж выглядит совершенно по-разному. Весной деревья еще без листвы, трава прошлогодняя и сухая. Ближе к лету все распускается, начинает зеленеть и цвести. Ну а осенью все становится настолько красочным, что с ума можно сойти! Это еще мы не говорим про то, что может выпасть снег, и всё совсем поменяется.
Вода тоже разная – весной ее может быть очень много (паводок), оказываются подтоплены берега. Осенью же, напротив, ее может быть настолько мало, что из воды начинает показываться рельеф дна, какие-то крупные предметы, например камни или коряги, которые могут очень хорошо вписаться, или даже стать главным объектом снимка.
Ну и температура воздуха тоже оказывает влияние на общую атмосферу фотографии. Фотография, сделанная в жару или холод, может вызывать разные эмоции. Это сложно описать словами, но, я уверен, этому есть какое-то физическое объяснение.
Как видно, факторов, влияющих на окончательный вид пейзажного снимка, очень много. Не зря пейзаж окрестили самым сложным жанром в фотографии. Но с другой стороны, в творчестве и не может быть формул, четких законов и правил. И найти, даже, скорее, увидеть нужное сочетание – в этом и есть интерес для фотографа, по-настоящему увлеченного пейзажной съемкой. Ну а наградой за усилия будут постоянно пополняющаяся коллекция радующих глаз снимков.
Портрет - это очень большая отдельная тема. Остановлюсь здесь на том, что касается только темы фотографии на рыбалке. А это, в первую очередь, такой вопрос – как фотографироваться с уловом. Тут я не изобретал ничего нового, и давно руководствуюсь советами моего хорошего знакомого (Дмитрий Салапин – https://salapin.ru). Приведу их здесь:
«- По классике, в кадре должна быть собственно рыба, рыболов (если рыба покрупнее, то смотрящий на нее), снасть и водоем. Поскольку, правила созданы для того, чтобы их нарушать, кое-что можно подправить по своему усмотрению (например, «смотрящий на нее», снасти и т.д.).
- Неплохо, если видно морду не только рыбы, но и рыболова (без черных очков). Для этого же применяется заполняющая вспышка при съемке, особенно, если человек в бейсболке и солнце сверху.
- Нужно держать рыбу правильно. Правильно - это когда не видно пальцев и рыба повернута по диагонали.
- Если хочешь, чтобы рыба казалась крупнее, то нужно снимать широкоугольным объективом максимально близко к рыбе.»
Всё четко и по делу. Но я, снимая много подобных кадров, для себя подметил еще некоторые моменты.
- Во-первых, это очень важно, нужно фотографироваться с еще живой рыбой. Она должна иметь свежий чистый вид и желательно расправленные плавники. Так она смотрится в кадре максимально эстетично и эффектно.
- Во-вторых, рыболов должен выражать какую-то эмоцию на лице – радость, удивление или, по крайней мере, умиротворенность. Думаю, вряд ли кадр будет эффективно смотреться, если ты держишь в руках огромную рыбину, а на лице при этом уныние или полное безразличие. Также стоит всегда делать несколько дублей, чтобы потом выбрать лучший кадр. Цифровая камера это легко позволяет.
- В-третьих – всегда надо осматривать кадр по периметру и исключать лишние детали (классика жанра). Сюда же отнесем правильный выбор заднего плана и открытую диафрагму, чтобы отделить объект съемки (рыбу с рыбаком) от фона. Может быть, еще такой интересный вариант, когда сам рыболов становится фоном для своего трофея.
Ко всему вышесказанному можно добавить еще то, что очень интересные кадры получаются и просто в процессе рыбалки. Заброс удочкой, вываживание рыбы, когда леска в струну, а удилище дугой, движения рыболова – все это динамика в фотографии. Снимки, сделанные без постановки, очень выгодно смотрятся, и зачастую они намного интереснее всего остального. Здесь также работают все основные правила – выбор фона, глубины резкости, правильного ракурса и т.д. Ну и свет имеет огромное значение, как и во всей остальной фотографии.
Не так давно я открыл для себя новое направление – ночную съемку. Пару слов о том, как я к ней пришел.
Ночь – очень интересное время суток. Поначалу все ограничивалось фотографиями со вспышкой в лоб, но это к творческой фотографии не имеет никакого отношения. Однако все больше меня подстегивали сделать ночные кадры примеры подобных фотографий из интернета. Это в основном были пейзажные снимки, в центре внимания которых были либо локации под искусственным освещением, либо звездное небо. Стало понятно, что для подобных кадров необходим штатив (используются, как правило, длинные выдержки), но его отсутствие меня не остановило, и я начал экспериментировать.
Первые ночные снимки я делал буквально на коленке. Просто ставил фотоаппарат на окружающие предметы (стул, рюкзак и т.д.) и нажимал на спуск. И кое-что даже получалось! Основная проблема была в том, чтобы грамотно скомпоновать кадр. По сути, выбрать нужный ракурс не представлялось возможным, поскольку фотоаппарат устойчиво находился только в определенных положениях. Так что приходилось брать угол пошире и уже при обработке подрезать снимки, формируя композицию. Это все, конечно, не серьезно, но какое-то представление о процессе дало. И еще больше заинтересовало в данном направлении.
Но с появлением возможности использовать штатив и полностью погрузиться в режимную съемку, вопросов стало только больше. Штатив есть. Есть и красивый пейзаж. Казалось бы, что сложного – ставь камеру, выбирай точку съемки и ракурс и нажимай на спуск. Но оказалось, что не все так просто. В данном виде съемки я столкнулся с несколькими проблемами, на которые стоит обратить внимание.
- Фокусировка. В статьях говорилось, что нужно использовать ручной режим, поскольку в автоматическом режиме фотоаппарат не сможет сфокусироваться из-за недостатка света. На практике это отчасти верно, а отчасти – нет. Действительно, на темных объектах фотоаппарат сам сфокусироваться не может, но это очень сложно сделать и в ручном режиме. Все потому, что банально ничего не видно. Невозможно самому оценить резкость картинки, когда в видоискателе темным-темно! Казалось бы, можно выйти из положения, поставив объектив вручную на бесконечность, при этом получив резкую картинку «от забора до бесконечности». Но этот вариант для меня не сработал. На объективе нет шкалы расстояний (оптика не самая навороченная), а вариант с крайними положениями фокусировочного кольца не подошел – картинка получалась нерезкая. Решение было следующим – фокусировался в автоматическом режиме на ярких, удаленных на большое расстояние объектах. Это могли быть фонари, луна или сами звезды (на больших фокусных автофокус за них начинает цепляться). Иногда получается сфокусироваться на контрастной границе неба и объектов на горизонте. Небо, какой бы глубокой ни была ночь, всегда немного светлее.
После того, как аппарат сфокусирован, переводил его в ручной режим, чтобы фокусировка не сбивалась во время нажатия на спуск. Далее компоновал кадр, выставлял параметры съемки и нажимал заветную кнопку.
Когда необходимо сфокусироваться на переднем плане, можно подсветить его фонариком. Но фонарь нужен, как правило, довольно мощный. Второй вариант – использовать для фокусировки вспышку, а потом при съемке ее отключать, если ее использование не требует замысел фотографа.
- Построение композиции кадра. Тут проблема одна – недостаток света. В видоискатель плохо видно то, что попадает в кадр. Очень помогают ориентироваться в пространстве, опять же, яркие объекты. Если их нет, тут может помочь одна уловка – нужно дать глазам привыкнуть к темноте. Нужно отключить экран параметров съемки на фотоаппарате, чтобы он не слепил глаза, когда мы подносим аппарат к глазу. На продвинутых камерах это делается автоматически – стоит специальный датчик.
Еще один технический момент – это выравнивание горизонта. В статьях пишут, что для этого лучше использовать уровень. Спорить не буду, на штативе, которым пользовался я, он был, но я на него почти никогда не обращал внимания. По мне и так все понятно, что будет с линией горизонта на окончательном кадре. А если случится небольшой завал – его не составит труда поправить при обработке.
- Экспозиция. Сначала мне казалось, что все просто. Ставим минимальное ISO, максимальную выдержку, зажимаем диафрагму, чтобы получить наиболее резкую (часто требуется в пейзажах) картинку и снимаем. Но первые же кадры натолкнули на мысль, что что-то не так!
Во-первых, сразу же начинает моргать выдержка, что мол, больше 30 секунд я «держать» не смогу. Это ограничение многих камер. Но, разобравшись с инструкцией, это препятствие можно обойти. В камере есть специальный режим BULB – ручная выдержка. Правда, для его использования нужен спусковой тросик, чтобы держать кнопку спуска и при этом не касаться камеры на штативе. Еще лучше, если тросик «умный» и позволяет запрограммировать нажатие и отпускание кнопки на определенное время. Я вышел из положения третьим способом – загрузкой в фотоаппарат альтернативной прошивки, в которой этот таймер и еще многие другие дополнительные возможности были зашиты в меню фотоаппарата.
Но вопрос выдержки был для меня далеко от окончательного понимания. Как-то я попробовал сфотографировать Марс на фоне купола Юрьева Монастыря, выдвинув свой объектив на максимальные 250 мм (ЭФР получилось 400 мм). Что я получил – купол и белую полоску. Причем эта полоса была выбитым белым светом и не производила никакого приятного впечатления на снимке. Опять же, пришлось обратиться к интернету, и тут я нашел одну табличку, которая указывала на максимальные выдержки для того, чтобы звезды были точками, а не смазанными полосками. Если коротко, то это Выдержка (сек) = 600/ЭФР (мм).
Как видно, мне, чтобы получить неподвижную звезду, нужно было ставить выдержку от 1 до 2 секунд. Естественно, проэкспонироваться ночью за такое время ничего не успело бы.
Но это чисто теоретический случай. Обычно я использую широкоугольный объектив (ЭФР 28 мм) для ночной съемки, и выдержка мне, получается, нужна порядка 30 секунд – как раз вписываюсь даже в стандартные позволенные значения. Однако ночью при такой выдержке на низких ISO кадры получаются сильно недоэкспонированы, даже при открытых диафрагмах. Поэтому ISO все же приходилось завышать. На «зеркалках» значения до 800, а то и до 3200, вполне рабочие, так что проблема не такая уж большая. Но пойти на компромисс пришлось. Ну и про закрытые «дырки» тоже пришлось забыть.
Единственное исключение – это когда умышленно нужно снять движение звезд. Либо на большой выдержке, либо серией кадров с последующим объединением их в программе. Последнее я, правда, еще не успел попробовать на практике. Но как пишут в статьях, этот способ более правильный с точки зрения снижения шума, возможности выдернуть статичный кадр или вообще сделать видео-таймлапс.
- Условия съемки. Технические проблемы я уже описал, осталось сказать про «бытовые». Ночью всегда холоднее, чем днем. К этому надо быть готовым. Правильная одежда, термос с горячим чаем и т.д. Ночью темно – поэтому фонарь (удобнее всего налобник) – ваш верный спутник. Как он помогает при съемке, я уже упоминал, но, помимо этого, он еще просто освещает землю под ногами, элементы штатива при установке камеры, да и саму камеру, когда нужно воспользоваться органами управления. В общем, вещь незаменимая. Ночью выпадает роса, поэтому до и после использования камеру надо защищать от влаги. Я убираю ее в сумку, застегиваю молнии, а сумку убираю в полиэтиленовый пакет (можно в дождевик, если такой прилагается к фотосумке). Так камера внутри остается сухой. Еще один момент – при ночной съемке часто запотевает объектив. Надо следить за этим и протирать переднее стекло от влаги. У меня на линзах стоит защитный фильтр, поэтому я, не стесняясь, тру его чем попало (даже просто рукавом куртки или свитера). Если фильтра нет – нужны специальные салфетки, чтобы не поцарапать переднюю линзу.
Про технические моменты, вроде, все сказал, осталось только про творческие.
Правил тут никаких нет, все то же самое, что и при съемке дневного пейзажа, только с теми особенностями, которые накладывает ночь.
Если мы снимаем ночные фонари, очень интересным получается эффект от закрытой диафрагмы – источники света выглядят «звездочками».
Если мы снимаем звезды, то конечно, нужная ясная погода (хотя редкие облака тоже хорошо смотрятся в кадре). Небо само по себе не очень интересно, поэтому обязательно нужен какой-то передний план.
Смазанные звезды тоже могут хорошо смотреться в кадре – для этого нужна интересная композиция, куда они хорошо впишутся. А еще очень интересный эффект, когда объектив направлен на полярную звезду – все небо будет вращаться вокруг одной точки.
И еще один нюанс про обработку. Снимать надо в RAW, тогда будет возможность вытянуть даже те звезды, которые не видны глазу. Или же можно хорошенько переэкспонировать кадр – на небе проявится много интересного.
Отдельно пару слов про съемку Луны. К чему я пришел – для ее съемки штатив если и нужен, то чисто в техническом плане. Но хорошие кадры можно сделать и с рук. На длинной выдержке Луна смазывается, и совершенно не смотрится. Ночью же она вообще «выбивается» и становится на фотографии проваленным белым пятном. Снимать Луну надо в сумерках, когда она и окружающее нас пространство не сильно различаются по свету. Тогда и луна предстает во всей красе, и пейзаж вокруг хорошо прорисовывается. Единственное, чтобы сделать Луну главным объектом кадра, нужен мощный длиннофокусный объектив. Мне моих 400 мм иногда не хватает.
В общем, пейзаж, хоть и ночной – так и остается самым сложным жанром, с безграничными возможностями для творчества. Даже в техническом плане, все нужно пробовать и подбирать нужные параметры съемки и композицию в кадре. Как мне показалось, ночная съемка – процесс основательный, не быстрый, с большим количеством черновой работы. Но на выходе мы получаем такие снимки, что оно того стоит. Ведь именно ночью камера, в отличие от большинства случаев, способна передать больше, чем видит наш глаз. А не наоборот, как это обычно бывает.
Помимо пейзажей, портретов, фотографий с уловом и режимных снимков, на рыбалке есть еще множество вещей, которые можно сфотографировать.
Животные и птицы. Опыта у меня мало, и советов давать не возьмусь. По мне так, главное – соблюдать все основные принципы фотографии. Ну и не помешает длиннофокусный объектив, близко к себе природные обитатели не подпустят.
Макросъемка. Отдельный, такой же огромный раздел фотографии, где у меня пока тоже мало опыта. Но простор для творчества тут тоже грандиозный. Травинки, цветочки, насекомые – бесчисленное их множество окружает нас каждый раз на берегу водоема. Конечно, кое-что я пробовал снимать. Что пока я для себя подметил, для серьезного занятия этим делом нужен макрообъектив (очень резкий и позволяющий снимать с близкого расстояния). Если его нет – можно обойтись и обычным, но тогда желательно для очень мелких предметов использовать телевик – он их берет крупнее в кадре.
И еще один важный момент – исключить «шевеленку». Такие кадры смотрятся, только если главный объект абсолютно резкий. Как правило, из-за того, что снимаем с близкого расстояния, получается очень малая глубина резкости. Приходится прикрывать диафрагму – увеличивается выдержка. В некоторых случаях может даже понадобиться штатив. А в остальном, нужно учитывать все то же, что и в остальных жанрах фотографии – композицию и свет.
Предметы. Тут, по-моему, главное – интересный ракурс. А так, все та же композиция (в т.ч. правильная глубина резкости) и свет. Главное – добиться, чтобы предмет в кадре как бы ожил, стал персонажем.
Как я уже сказал, мое увлечение рыбалкой привело меня к тому, что я стал интересоваться и фотографией. Так я начал изучать теорию по фотосъемке, применяя полученные знания на практике, которая мне постоянно обеспечивалась. И это привело даже к тому, что я поступил в школу-студию, где «подтянулась» еще и творческая составляющая. Сейчас оба увлечения неразрывно связаны, хотя я и снимаю не только на рыбалке. Результатом всего этого стал еще и мой личный сайт-блог (http://fed-fishing.ru), который преимущественно состоит из фотоотчетов, в которых я размещаю свои наиболее удачные снимки. Получилось одно большое хобби, которое подстегивает, заставляет двигаться вперед и развиваться сразу по нескольким направлениям. И я считаю, что это хорошо.
Статья публиковалась в журнале "Salapin.ru Magazine" N20
Кресло Korum standart Accessory Chair