Возвращаюсь я как-то с рыбалки, карасиной, разумеется. Выбравшись из дебрей к общедоступным местам, я остановился передохнуть, а заодно понаблюдать, как другие рыболовы ловят, точнее, пытаются ловить, карася.
Небольшое отступление: общедоступными местами я называю места, где есть возможность подъезда к водоёму. Народ у нас последнее время слегка обленился. Для него хорошая рыбалка, это когда, приехав на место, он имеет возможность сразу из кресла машины переползти в рыболовное кресло, а закончив «рыбалку», проделать обратный путь, и желательно чтобы машина находилась от кресла не далее трёх метров.
День был будний, но, тем не менее, я насчитал человек восемь. Из них пятеро были в лодках, а трое рыбачили с берега. Берега там сплошь заросшие камышом, а где есть подход к воде, то там места для фидерной ловли, а не для поплавка, потому что у берега глубина сразу около трёх метров.
Первое, что мне сразу бросилось в глаза - это рыбаки на лодках. Все пятеро сидели спиной к камышам и ловили с глубины.
День был тёплый, солнечный. С собой я вёз трёх приличных карасей, остальные были амнистированы, а всего я в этот день поймал приблизительно шесть-семь килограммов (как правило, я собой весы не беру). Естественно, я задал ближайшему рыбаку традиционный вопрос:
- Ну как улов?
В ответ он показал мне растопыренную ладонь, пять значит.
- Килограммов? - уточнил я.
- Штук…
Далее последовало сложное словосочетание с упоминанием родственников карася, а также чьих-то японских родителей.
Честно говоря, иного ответа я и не ожидал. Но меня поразило упорное желание поймать карася там, где его нет. И такая картина не редкость. Я там часто проезжаю с рыбалки, и каждый раз вижу разных рыбаков. Забыл отметить, у всех были пятиметровые удочки! Однажды я спросил у такого рыбака-лодочника:
- Почему ты ловишь, сидя спиной к камышам, у тебя же лодка, заплыви в камыши и лови в «окнах», или сам сделай «окно».
- Да я там всё пообрываю, удочкой негде будет размахнуться.
- Дак лови не «пятёркой», а «трёшкой».
В общем, убедил я его ловить в камышах. И после очередной рыбалки он гордо сообщил мне, что поймал четыре кило карася (у нас с ним сады рядом, поэтому видимся часто).
Конечно, я знаю и таких карасятников - лодочников, которые за рыбалку ловят от семи до двадцати килограммов карася. Их, естественно, и не надо учить, как искать и ловить карася.
Я буду описывать конкретно свой водоём, но думаю, любой рыболов, понаблюдав, сможет подобрать ключик к своему карасиному водоёму.
Фраза «чем глубже, тем крупнее рыба» – для карася, на мой взгляд, не подходит. Карась, как правило, кормится на мелководье, где много растительности, а также всякой живности. Иногда достаточно пятидесяти сантиметров воды. Несмотря на то, что я ловлю в основном карася на червя, летом довольно часто обнаруживаю в карасиных желудках зелень. Конечно, крупный карась держится на удалении от берега. Хотя если на берегу тихо, а ты сам не создаёшь никакого шума, то можно поймать приличного карася (400-500 г) буквально из-под ног. У меня такие случаи были.
Место ловли я подбираю постепенно. Утром, когда еду к месту рыбалки (на велосипеде), я обращаю внимание, где плещется карась, и запоминаю эти места. Карась выпрыгивает из воды по разным причинам. Иногда от «радости», тогда ожидается хороший клёв, иногда от дискомфорта, тогда клёва не дождёшься. Но в данный момент нам это неважно. Главное - в этом месте есть карась. Затем я присматриваю место, откуда я смогу сделать заброс в точку, где плескался карась. Заросшие берега меня не смущают. У меня с собой всегда есть серп, поэтому я могу быстро подготовить себе «рабочее место». Фидерист я там один, поэтому не боюсь, что моё место будет занято, да и в те дебри почти никто не забредает. Попытки ловить на моём месте бывали, мне же потом и жалуются: как ты там ловишь, там же не клюёт.
За последние два года я сделал одно интересное наблюдение. Довольно продолжительный клёв, пять-шесть часов подряд, соответственно и уловы большие, на выходе из ямы на мелководье вдоль границы камышей. На удалении от ямы клёв непостоянный, наблюдаются так называемые «выходы». Клёв «включился» - полчаса, час и потом тишина. Затем опять «выход», и так несколько раз в течение дня. На выходе же из ямы клёв продолжается в течение четырёх-шести часов. Вероятно, в яме постоянное место стоянки. А так как на выходе из ямы довольно много растительности, то карась кормится постоянно. А на «дальние» рубежи он выходит эпизодически. Покормившись, он уходит в безопасное или более комфортное место. Это всего лишь моё предположение, но другого объяснения для себя я не нашёл. Таких точек я обнаружил пока всего две. Кстати, в самой яме клёва нет.
Если на мелководье есть какая-нибудь коряга или старое засохшее дерево, куст – это очень перспективное место. Оно конечно чревато обрывами поводков, но если точно класть кормушку и использовать тактику, о которой я напишу ниже (хотя сразу оговорюсь, это не панацея и срабатывает не всегда), обрывы можно свести к минимуму.
Приведу один интересный пример. Как-то в августе еду утром по дамбе на рыбалку (на велосипеде, естественно), и хотя эти места мне не нравятся, так как есть возможность подъезда на машине, по привычке посматриваю на водоём - вдруг замечу что-либо интересное. Боковым зрением замечаю всплеск на воде. Останавливаюсь, через пятнадцать-двадцать секунд из воды выпрыгивает крупный карась, я откладываю в памяти это место, решив в ближайшее время посвятить день разведке в этом месте. Сказано - сделано. Через пару дней, экипировавшись по минимуму, отправляюсь пешком в те места. Я решил исследовать две косы, заросшие камышом. Разведка была неудачной, глубина в тех местах оказалась всего сантиметров двадцать-тридцать - и дно, сильно заросшее растительностью.
Тем не менее, я нашёл место, откуда можно было сделать заброс в точку, где плескался карась. Оно оказалось довольно обжитым. Меня сразу привлекли камыши напротив, образовавшие небольшую косу. Хотя справа и слева вдоль берега были затопленные кусты, пробные забросы начал именно с камышей напротив. Иногда невозможно объяснить, чем привлекло то или иное место, но факт - в большинстве случаев выбор бывает удачным. Наверное, мозг на подсознательном уровне, основываясь на опыте, обрабатывает увиденную информацию и выдаёт готовое решение.
Но я отвлёкся. Итак, цепляю грузило граммов пятнадцать, без поводка и делаю заброс, стараясь положить грузило в полуметре-метре от камышей. В этот раз удалось это сделать с первого раза, обычно хватает не более трёх попыток. Клипсуюсь. Цепляю кормушку, поводок. Заброс, пикер на стойку. Только начинаю раскладывать второй пикер для проверки мест под кустами, поклёвка. Есть первый карасик. Второй пикер готов, на нём вместо кормушки скользящее грузило. Решаю полузатопленные кусты пока не проверять, а делаю заброс метра полтора правее кормушки первого пикера. Пытаюсь сделать пару оборотов катушкой – зацеп, поводка нет. Повтор в ту же точку, результат аналогичный. Пытаюсь сделать заброс левее кормушки. Зацеп, обрыв. Делаю забросы под полузатопленные кусты, поклёвок нет, хотя вроде бы место классически карасиное.
А на первом фидере периодические поклёвки, но если отклонение вправо или влево на полметра – зацеп. Если вовремя не выдернул карася с точки – зацеп. Полтергейст! Оборвав около двух десятков поводков, я плюнул на это дело и поехал домой. В других точках поклёвок так и не было. Через несколько дней, проезжая мимо, увидел на этом месте сидящего рыболова с двумя донками.
- Гиблое место, говорю ему.
Он смеётся:
- Да, я здесь много поводков оборвал, но клюёт только в одной точке, в других практически ноль. Ловлю здесь с весны, крупный часто попадается, до килограмма (по собственному опыту знаю, это карась граммов пятьсот).
На этом месте я поставил крест. Не потому что оно неудобное, к нему можно было приспособиться, а потому что там постоянно ловит человек. Он это место первый разведал, вот пусть и ловит. А у меня достаточно «своих» мест, а сколько ещё не разведанных…
У рыбаков есть несколько шутливых постулатов:
Остановлюсь на последнем. Как-то поздней осенью (по меркам Урала), я переезжал от одной старицы к другой, в поисках активного карася. Подъехав к очередной старице, шириной метров двадцать, я решил порыбачить. Прямо напротив того места, где я остановился, сидел рыбак. Увидев, что я готовлюсь встать напротив его, он предупредил меня:
- Я там рыбачу.
Действительно, в полутора метрах от моего берега я увидел пару поплавков. Естественно, я сместился метров на двадцать в сторону. Слева от меня на моём берегу сидел ещё один рыбак. На всякий случай я внимательно присмотрелся, где же его поплавки, чтоб не помешать ему. Оказалось, он забрасывает к противоположному берегу. Странно, подумал я, «на том берегу клюёт лучше».
Выяснив, что глубина всего около сорока сантиметров, я забросил первую удочку к кувшинкам метров в пяти от меня, а вторую тоже к кувшинкам, но под противоположный берег. В этот день я поймал пяток неплохих карасей, но только с противоположного берега, а на ближней точке – ни одной поклёвки.
И только позже, анализируя на досуге тот выезд, я понял почему «на том берегу» клевало лучше. Октябрь, поздняя осень, вода прозрачная как слеза. Карась просто не подплывал близко, видя меня.
Из всего описанного выше можно сделать следующие выводы:
Когда я начинал осваивать этот водоём и ловлю карася в нём, основные «орудия» ловли у меня были – пятиметровая болонка и пара спиннингов. С поплавками всё понятно, а спиннинги я оснащал скользящими грузилами. Есть ещё модное слово «инлайн» (in-line), но я предпочитаю термин «скользящее грузило», который более точно отображает суть оснастки.
Уловы у меня в то время были, конечно, скромными по количеству хвостов, но качество выловленного карася на довольно грубую снасть меня устраивало. Согласитесь, что четыре-шесть карасей по пятьсот-семьсот грамм, вполне могут оставить моральное удовлетворение от четырёх-пятичасовой рыбалки.
По мере освоения фидера, уловы стали возрастать, но карась стал «мельчать». Первое время я объяснял это себе тем, что, наверное, крупняка «выбили». Но изредка всё-таки крупный карась попадался. Причём на первый взгляд вроде бы случайно. К примеру, только сделан заброс, поклёвка, вынимаешь небольшого карасика, граммов сто пятьдесят - двести. Думаю, зачем набивать кормушку, брошу пустую. Но пустая кормушка, как правило, летит немного по другой траектории (я использую на карьере кормушки весом 15-20 г), и в зависимости от направления и силы ветра, относит в сторону метра на два. Ладно, пусть полежит, через пару минут делаю пару оборотов катушкой, и почти сразу следует поклёвка. Причём карасик значительно крупнее предыдущего. После нескольких таких случаев на память пришли строки, из какой-то статьи, что крупный карась не любит суеты мелочи, но любопытен, и стоит в стороне от места прикормки, как бы наблюдая за всем происходящим.
И тогда я стал делать заброс вторым пикером метров на пять дальше прикормленной точки, и в сторону метра на три. После заброса, выждав минуты две-три, делаю оборот-два катушкой, пауза пару минут, и опять подмотка. Получается как бы проводка. Очень часто этот приём даёт положительный эффект, в плане увеличения размера пойманного карася.
Чтобы увеличить дистанцию проводки, я «размазываю» пятно прикормки в длину (если позволяют условия ловли). Делаю это так:
Потом опять до клипсы и т.д..
Размер кормушки. Начинаю закорм кормушкой объёмом приблизительно 45 мл, и после десятка забросов ставлю кормушку объёмом 20 мл. На мой взгляд обилие корма для карася не обязательно. Цвет кормушки абсолютно любой, подтверждено практикой (если за зиму наберу достаточно разноцветного пластика, то распределю веса кормушек по цветам).
Ещё один нюанс. Так как я не ем жареного карася, то «ладошечник», сто пятьдесят - сто восемьдесят граммов мне неинтересен. Поэтому когда начинаются поклёвки на «падении» кормушки, я прекращаю кормить. Ставлю на первый пикер грузило вместо кормушки, поводок с большим крючком (приблизительно №6), и насаживаю объёмную насадку. Вторым пикером продолжаю «проводки». Если и там начинается интенсивный клёв «ладошечника», рыбалку приостанавливаю или прекращаю совсем. Потому что это уже больше похоже на «избиение младенцев». И хотя я карася в основном отпускаю, такая рыбалка теряет для меня интерес. Ведь главное в рыбалке это:
В заключении кратко остановлюсь на снастях, прикормке и насадках. На мой взгляд, для донной ловли карася, наиболее подходят пикера тестом сорок-шестьдесят граммов и ростом 2,4 м; 2,7 м; 3,0 м. В моих условиях 2,4 м пока не востребован (хотя есть желание всё-таки заиметь такой пикер). Марку не указываю, так как это зависит от личных предпочтений и финансовых возможностей. Однозначно могу сказать, что от стоимости пикера размер улова не зависит.
Прикормка. Я использую самодельную трёхкомпонентную прикормку, плюс салапинка, немного измененная по составу. Пробовал и авторский состав, в моих условиях разницы нет. В качестве «пылящей» составляющей иногда использую дешёвую магазинную прикормку, но очень редко, своя прикормка более ароматная. На мой взгляд, не стоит искать суперприкормку, особенно для любительской рыбалки и при отсутствии жёсткой конкуренции. Салапинка отлично работает по карасю, и по речному карасю тоже.
Насадки. В каждом водоёме они могут быть разными. Поэтому при выезде на незнакомый водоём нужно иметь максимум насадок. Червь, опарыш, мотыль (где на него ловят летом), хлеб (корочку, мякиш, прищепку), тесто, перловка (я часто использую перловку из салапинки). На своём водоёме я смело могу пойти только с червём, остальные насадки второстепенны. На других водоёмах иногда рулит опарыш или хлеб. Присматривайтесь, изучайте, экспериментируйте. Удачи.
Статья публиковалась в журнале "Salapin.ru Magazine" N20
Кресло Korum standart Accessory Chair