РЫБАЛКА - ОБРАЗ ЖИЗНИ
 
Лунный календарь
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Язь на горошине

Kokos

Каникулы с монстрами на Пселе

Позвольте мне рассказать вам одну историю, которая приключилась со мной в середине 90-х годов. С тех прошло уже много лет, и много воды утекло. Выросли наши дети. У наших детей появились свои дети. Но память возвращает в те места, и в те времена, когда все это произошло.

Прохожу службу «там, где летом холодно в пальто». На самом что ни на есть берегу Северного Ледовитого океана. 10 месяцев постоянной зимы, а остальное – весна, снова плавно переходящая в зиму. Небольшой поселок моряков и авиаторов. Аэропорт, морпорт. Сопки, тундра, море, практически Ледовитый океан. Северное сияние. Полярные ночи и полярные дни. Снег. Очень часто шквалистый ветер, сбивающий с ног. Белое безмолвие. Конечно, мечтаю о тепле, ласковом Солнышке, и о рыбалке на летнюю удочку или спиннинг. Да, имею такую возможность – мечтать! И не только я один. Жена и маленькая дочка стойко переносят неудобства быта, невзгоды папиной службы, и тоже мечтают о тепле и красотах родного края. Благо, ближайшие родственники супруги проживают прямо на берегу прекрасной реки Псел.

С этой рекой я познакомился еще в детстве. Меня впервые взяли на «взрослую» рыбалку именно на эту речку. Но о ней чуть позже, а пока я постараюсь ввести вас в атмосферу происходящего.

Отслужив очередные 11 месяцев, получаю право на такой же очередной отпуск. Каждая семья северян-военнослужащих мечтает об этом еще тогда, когда убывает в предыдущий отпуск. Берем билеты на Москву, пакуем вещи в чемоданы и в аэропорт. Обстановка такова, что когда на берегу моря Лаптевых еще «глубокий минус», то в Москве уже все ходят в летних одеждах. В общем, природа вытворяет порой такие «кренделя», что и смех и грех.

Представьте. Пока выглядывал возле дома автомобиль, который повезет нас в аэропорт, успел отморозить уши. Всего-то за какие-то 10 минут! Сразу на это как-то не обратил внимание. Зато потом… Через пару часов мы в воздухе. Под крылом самолета пролетают сопки Верхоянского хребта, реки Енисей, Обь, Уральские горы, и в салоне «Ту-134» уже реально пахнет отпуском – свежескошенной травой, рыбой, грибами, свежим коровьим молоком и дымом родного очага. Твой мозг уже понимает, что ближайшие 60 суток не будет команды «Сбор!», «Тревога!». Не будет внезапных подъемов и проверок. Отпуск! И этим все сказано. Теперь, главное, организму и мозгу перестроиться в отпускной режим. Уже в салоне самолета уши начинают потихоньку опухать, и это первый признак того, что кожа на них будет облезать. Девять часов в воздухе и вот она – Москва! Через сутки уши будут напоминать два здоровенных красно-коричневых «чебурека». На подушку голову можно будет положить только лицом вниз или только вверх. А на улице жара! И больно, и стыдно, и ничего уже не сделаешь. Теперь только «Доктор Время» поможет вернуть уши в нормальное состояние.

Еще ночь в поезде, 2 часа на автобусе и вот он – рай!

Горячие обнимашечки с родственниками. Чарка домашней горилки. Беседа о прошедшем времени с родными в тени ветвистых яблонь, на скорую руку подготовка снасти для рыбалки. Вот уже на печке томится в казанке горох, варится кукуруза. Пока суть да дело, бегом с вилами на раскопки навозного червя и медведок. Хорошо, что у меня тесть рыбак, как говорится, до мозга костей. Он всегда расскажет, где ловится, на что ловится, когда ловится и как ловится рыбка. Дело за малым. Удочки в руки и на берег реки. Захочешь потягать карасиков, пожалуйста, рядом великолепные ставки. Есть даже пару лесных озер, в которых можно поймать золотобокого линя. И все это в радиусе нескольких сот метров.

Направо пошел – на речку пришел. Налево пошел – на ставки пришел. Сказка!

Первый заброс снасти в воду в этом году. Сколько волнений и переживаний вызывает это действо. Неважно, каков будет улов. Будет-то он в любом случае, но сам процесс! Вокруг буйство зелени, запах зеленых трав, стрекот кузнечиков и жужжание стрекоз. Непредсказуемые траектории полета разноцветных мотыльков. И вокруг – никого. Только ты и поплавок. Да, и еще тесть с удочками на лодке посередине речки. Красота!

Первая поклевка! Незабываемые ощущения. Целых 11 месяцев ждал этого. Зимняя рыбалка на Крайнем Севере не в счет. Там пока пробуришь лунку во льду трехметровой толщины, «рак на горе свиснет». Пока насадишь кусочек свежей печени оленя на крючок мормышки… Руки замерзают при минус 45 и даже поклевки северного гольца или морского бычка не так волнуют душу как здесь и сейчас.

После первой рыбалки замечаешь, как что-то незаметно изменилось за прошедший год на реке или ставке, и к рыбке надо уже искать свой «золотой ключик». Ну, это все потом. А пока в голову начинают приходить чисто бытовые проблемы. Одной из таких проблем в тот год была проблема в жильем.
Своя квартира. Как много в этом звуке! Но, быстро сказка сказывается, да не так быстро дело делается. На следующий день, успешно отловив голавлей на утренней зорьке, собираюсь и, оставив жену с маленькой дочуркой у родных, еду в город решать квартирный вопрос. Благо автобусное сообщение работает исправно. Пару часов родных пейзажей за окном коптящего дизельной гарью «Икаруса», и я в шумном, нагретом Солнцем городе.

На пути решения квартирного вопроса стоит армия чиновников и бюрократов, которые так и норовят чинить тебе препятствия. То справку принеси, то бумажку отнеси, то согласуй какой-то вопрос. Благо, они не работают в субботу и в воскресенье. Значит, снова можно уехать к родственникам на рыбалку. В понедельник с утра снова надо ехать «на войну» с бюрократами.

Вот в таких поездках «на войну» и пролетели два месяца моего отпуска. С понедельника по вечера пятницы борьба за квартиру на выживание, а в субботу и воскресение релакс и восстановление на рыбалке оставшихся еще сил. А главное – восстановление душевного равновесия. Чтобы не сорваться и не наговорить все, что я думаю о нашем чиновничьем и бюрократическом аппарате.

Теперь, кажется, все. Все вопросы решены. Все физические и моральные силы оставлены в кабинетах чинуш. Три оставшиеся дня отпуска посвящаю сугубо рыбалке. Пусть простят меня родственники, что в этот раз мало им помогал по хозяйству, но квартирный вопрос он тоже один из главных.
После всех побед в городе, прибыв в деревню, со счастливой улыбкой на измученном лице вваливаюсь в калитку двора. Тесть, посмотрев на меня, озабоченно спрашивает: «Юрчик! Как дела? Все решил?» Сил ответить уже нет. Поэтому, в только киваю головой в вертикальном направлении «Да!». «Ну, и слава Богу!» Теща наливает стакан холодненького компота в большую чашку. Тесть с улыбкой говорит: «Ты бы покрепче чего предложила!» А сам ведь не употребляет. И уже много-много лет. Говорит, что «в детстве свое выпил». Шутит, конечно. Просто ему это неинтересно.

Распаковываю сумку и на стол, стоящий во дворе выгружаю свеженькую леску, крючки, грузила и другой рыбацкий скарб. Все то, чего нельзя купить в деревне. Поплавки тесть делает сам. Сброшенное гусиное перо. Именно сброшенное, а не выдернутое из живого гуся. Или найденное маховое перо аиста. Великолепные поплавки на удочках моего тестя. Мои действия он расценивает как команду к действию, и следующий вопрос его имеет только однозначный ответ. «Идем?» Понятно, что не гусей пасти, а на рыбалку. Здесь уже я и голос обретаю. Холодный, только что из недр погреба компот, снявший часть усталости, делает свое дело. Говорю: «На речку! И с удочкой!» Все, возражений нет. Тесть быстро пересыпает в мешочки из домотканой ткани свежесваренный горох и пшеницу. Достает круг свежего жмыха, от которого аромат подсолнечного масла заполняет весь двор. Деревянная коробка с червями и банка уже приготовлена.

Две минуты ходьбы и мы на берегу Псела. Привязанная фалом к колу, вбитому в берег, на волнах плавно покачивается долбленка, которую зимой тесть сделал сам из большого обрезка ольхи. Вообще-то он сделал две лодки-близнеца. Одна сейчас перед нашими глазами, а вторая на полевом озере под названием «Кривое». Там мы ловим карасей и карпов. Но сейчас мы нацелены на белую рыбу на Пселе.

Тесть предлагает мне место в лодке, но я отказываюсь. У меня на берегу выкопан свой «окоп для стрельбы стоя в стременах лошади». Это так я его называю. А на самом деле, под высоким и крутым берегом реки есть мое место, которое я приготовил для себя. Вымостил его струганными дощечками, и мне в нем комфортно находиться. И река вся передо мной, как на ладони, и площадочка ровная, и стульчик с собой нести не надо. Все под руками.
Прямо возле лодки делим пополам прикормку и наживки. Тесть занимает место в лодке, а я ухожу вдоль берега в месту моей будущей ловли. Идти мне метров двадцать.

Пока я занимаю место в своем «окопе», тесть заходит на своем «крейсере» в обустроенный заранее им же сижень. Этот «причал» находится прямо на реке. Он представляет собой три длинных жерди, связанные между собой вверху, забитые в дно, напоминающие ненецкий чум, между которыми он чалит свою лодку. Мы располагаемся друг напротив друга. Тесть закуривает «самокрутку» с табачком, выращенным своими руками, и приятный «дым отечества» расплывется сизым облаком причудливой формы над зеркальной поверхностью воды. Просто идиллическая картинка.

Немного в стороне мощный жерех гоняет уклейку. Он постоянно, в одно и то же время, выходит на охоту. Чуть поодаль стая окуней собралась в котел и устроила свой вечерний банкет. Мы же будем ловить на горох леща. Мой тесть отлично знает речку. Знает где, кто, когда и на что будет клевать. Русло и дно реки для него сто раз прочитанная книга. Он забрасывает от более пологого песчаного берега в мою сторону две удочки, на крючках которых зерна вареного гороха и пшеницы.

Скажу даже больше. Во дворе у тестя проложен водопровод от водонапорной башни. Но эта вода его не устраивала для приготовления прикормки, и он выкопал настоящий колодец. Колодец глубокий, около двадцати метров глубиной. В нем практически вода из речки. Чего не сделаешь ради любимого увлечения.

Готовлю подсачек, садок и делаю первый заброс. На распаренное зерно пшеницы ловится крупная тарань и плотва. На кукурузу и горох поклевывает некрупный лещ и густерка. Потихоньку начинаю замечать, что я наконец-то прихожу в себя после всех этих городских испытаний. Появляются мысли о службе. Как там мои подчиненные и начальники? Что там «на точке»? Скоро прием навигации. Надо будет закачать топливо на два года вперед, да с запасом, на случай непредвиденных ситуаций. Продовольствие «на точку» завезти, чтобы личный состав мог полноценно питаться. Как вдруг…

Это «вдруг» почему-то происходит всегда внезапно. Мой перьевой поплавок внезапно приподнимается на полкорпуса над водой и так же внезапно уходит под воду. Вот это поклевка! Сегодня еще таких поклевок не было. Подсекаю! Конкретный зацеп. Нет, не зацеп за какое-то подводное препятствие, а я конкретно зацепил какую-то рыбину. Дрожь в коленях, и я вскакиваю в полный рост. При своих неуклюжих действиях ногой отбрасываю подсачек немного в сторону. На удочке у меня стоит безынерционная катушка «ЛЭМЗ», на которой намотано вполне достаточно лески. Это я так думаю. А пока начинается борьба с невидимым противником. Двадцать метров вниз по течению! Стоп! Двадцать метров вверх по течению! Снова вниз. Пауза. Снова вверх. Успеваю краем глаза увидеть, что мой тесть, Борис Владимирович, с непрошибаемым выражением лица молча наблюдает за моими действиями. Вижу, что у него поклевка, удочки в дугу, но он держит своих подопечных под водой, чтобы не мешали мне вываживать мою добычу. Снова вверх, снова вниз! До каких пор это будет продолжаться?! Слышу скрип лески в кольцах удочки. Или это уже удочка на стыках колен скрипит? Борьба продолжается. Рывки рыбы потихоньку ослабевают, и вот я уже начинаю управлять ею. Отлично! Контакт налажен. Последние метров пятнадцать рыба идет как по рельсам. Вдруг, (снова это «вдруг»подмигивание она делает рывок в сторону и на глубину. Отпускаю фрикцион и пытаюсь дотянуться ногой до подсачека. Так, на всякий случай, потому, как чувствую, что на своей леске я ее не вытащу на берег. Слишком круто, да и рыбка, судя по всему, не маленькая. Килограмма за три точно будет.

Как-то так получилось, что вместо того, чтобы ногой подтащить к себе подсачек, я его отталкиваю еще дальше. Вот невезуха! Ну, ничего. Подсачек – это потом. Пока нельзя терять контроль над соперником. Не знаю, на какой минуте нашей встречи это произошло, но рыбка начинает двигаться в мою сторону, постепенно приближаясь к моим ногам. Вот я уже начинаю различать, кто это. Вот это да! Да это же огромный язь! Килограммов так на пять или даже шесть точно потянет. Язь уже, видимо измотанный борьбой, почти не оказывает сопротивления. Да, подсачек нужен однозначно. Пытаюсь плавно к нему приблизиться и снова подтянуть его к себе ногой. Куда там! Руками не могу дотянуться до ручки подсачека. Как назло, он еще и зацепился сеткой за какую-то веточку, торчащую из берега. И тут я понимаю, что на подсачек мне уповать бесполезно. Тесть по-прежнему безмолвствует. На его удочках уже провисла леска. Сошли его трофеи с крючка, но он сидит как зачарованный и не движется. Своим бездействием помогает мне из лодки. Только зорким взглядом сопровождает нашу борьбу.

Здесь я хочу сделать небольшое отступление и произнести в честь моего, по-настоящему любимого тестя добрые слова. Он всегда говорил: «Матч состоится в любую погоду». Это он о рыбалке так. Несмотря ни на проливной дождь, ни на какие-то другие капризы погоды, почти ежедневно брал свои удочки и шел на рыбалку. Половит на утренней зорьке и домой, заниматься хозяйством. Сделает все, что можно, наметит себе планы на следующий день, и, проверив снасти, идет на вечернюю зорьку. Семижильный был. Как это ни печально – был…

Да, а что наш язь? Пока все шло по плану, во мне все больше и больше росла уверенность в том, что, как говорится, «дело в шляпе». Но… «шляпа» оказалась «с дыркой». Когда до здоровенного язя оставалось каких-то метра полтора я вдруг замечаю, что… язь не на крючке! Какие-то полсекунды шок. Язь держит горошину, надетую на крючок моей удочки, плотно сжав свои мясистые губы, и не выпускает ее. Держит и все тут! У меня внутри все опустилось и похолодело, там, где не должно бы холодать никогда! Такого жадного язя я еще не встречал ни разу в своей жизни. Да и с тех пор больше не встречал.

Ошалевший от упорной борьбы, язь делает бросок в мою сторону. Эти несчастные полтора метра он преодолевает за какую-то долю секунды. Во мне на какое-то мгновение вспыхнула слабая звездочка надежды, что этот красавец подождет, пока я потянусь до подсачека и возьму его.

Ага! Вы видели когда-нибудь язя-«камикадзе»? Вот и я в нем ошибся. Увидев меня в полный рост на расстоянии полуметра, здоровенный язь преспокойно открывает рот и выпускает горошину вместе с крючком. Свист свинцовой дробинки возле моего уха приводит меня в чувство. Капли воды с поплавка попадают мне на очки, размывая реальное изображение пейзажа. Язь совершает высокий прыжок вверх, и я только успеваю зафиксировать его размеры, как он с высоты примерно метр плюхается мне под ноги. Но не на песчаный берег, а в воду. Такое ощущение, что он был сердит на меня. Ей Богу!  Может за то, что я не дал ему проглотить его любимую горошину. А может из-за того, что я ему «пудрил» столько времени мозги и все безрезультатно для нас обоих. Но то, что это чувство гнева со стороны язя в мою сторону было, я почувствовал на физическом уровне! Говорю вам как рыбак. Фонтан воды окутывает меня с головы до ног. Понимаю, что все закончено, но эмоции берут верх, и на весь участок реки в полнейшей тишине непроизвольно звучит мой голос: « …Твою мать!»

Понимаю. Накопилось... Два месяца беготни по чужим кабинетам в поисках справедливости и тут такое!

Тесть сидит все так же, тихо, не произнеся ни слова. Стою весь мокрый от брызг, которые сделал язь, и понимаю, что на сегодня это уже ВСЁ! Больше подобных случаев никакая рыба допускать не будет. Сажусь в свой окоп и закуриваю сигарету… Затяжка, вторая… Молчу... Стыдно перед Борисом Владимировичем... Никогда до этого ни он, ни тем более я, не выражались ненормативными словами. Но тут такое. Да, все равно, чтобы там ни было. Не оправдываюсь. Неправ я. Надо уметь сдерживать свои эмоции.

Проходит минуты три. Тесть спокойно перезабрасывает свои удочки и так «нежно» меня спрашивает: «Ты сильно расстроился?» А мне-то и сказать нечего. «Расстроился»? Да у меня в душе сейчас вулкан бурлит! И от эмоций связанных с борьбой с язем и от того, что мой визави ушел, попрощавшись со мной таким образом.

Ну, что ты будешь делать? Посидев «для приличия» еще минут двадцать, начинаю сматывать удочки. На сегодня шоу закончилось. Уже не радует предыдущий улов. Как-то немного потеряли яркость краски от успешного решения квартирного вопроса. Один такой язь мог бы заменить собой всю палитру ощущений, чем ранее пойманные лещи, плотвицы, густёрки вместе взятые. Оглядев округу печальным взглядом, спрашиваю тестя: «Вы рыбки на ужин поймали?»  Получив утвердительный ответ, выпускаю ранее пойманных рыб обратно в речку. Пусть живут и плодятся! И чтобы росли, как их старший товарищ!

Утром следующего дня ни свет, ни заря, хватаю свои удочки, пока Борис Владимирович занимается домашней животинкой, мчусь в свой окоп.
 Вчерашний горох из холодильника. Прикормка пшеницей. Комбикормом. Свежим жмыхом. Снова заброс туда, где вчера взял мой язь на горошине. Нет. Такого «кабана» я уже не увижу еще долго!

Проходит несколько часов прежде, чем я понимаю, что «фарш невозможно провернуть назад». Килограммовые лещи и огромная тарань не приносят того удовлетворения, на которое я рассчитывал. Язя на сегодня больше нет. Собираю снасти и возвращаюсь домой.

Не успев закрыть за собой калитку, слышу шаги Бориса Владимировича. У него на плече весло, удочки и подсачек. «Как успехи?» Его лицо светится хорошим настроением, и я вижу, что он что-то пытается скрыть такое… Необычное.

С осторожностью отвечаю: «Вчерашний друг не приходил». Тесть улыбается по-доброму и произносит: «Пойди к лодке. Я там привязал к колу пару рыбок. Может там и твой есть. Только веревку возьми покрепче». Помимо моей воли у меня на лице начинает формироваться недоумение. «Какие – «пару рыбок»? Веревка то зачем?» «Давай, давай! И посмотри, я там лодку хорошо привязал?» Мчусь на берег реки, к нашему причалу. В воду спускаются две каких-то слабеньких веревочки. Потихоньку начинаю их выбирать.

Что я вам скажу, уважаемые читатели? Тот язь, который вчера меня облил водой с головы до ног и ушел безнаказанным, по сравнению с этими двумя монстрами –жалкая тюлька! На веревочные уздечки посажены два язя примерно метровой (а может и больше) величины. Таких я точно еще не видел!
Быстро перевязываю язей на свою веревку и домой. Ох и тяжелые, рыбки! Где их Борис Владимирович только взял? И на что? На какие снасти? Как?! Ладно, дома спрошу. Благо идти недалеко.

Спустя несколько минут супруга уже готовит из язей блюдо под названием «пятиминутка», а мы, с Борисом Владимировичем, неспешно, в деталях, обсуждаем поимку «старших братьев» моего вчерашнего язя.

В небе, курлыкая, пролетают журавли. Скоро и нам «на крыло». В Заполярье. В суровую зиму. До свидания, Псел и его обитатели! До следующего лета!

На фото современный Псел в тех местах, о которых идет речь в статье.

Статья публиковалась в журнале "Salapin.ru Magazine" N19

 
Зарегистрируйтесь или войдите под своим именем, чтобы прокомментировать
 -> Статья 
10.11.2014 23:23:28
amino74 Посмотрел бы на метрового язя с удовольствием.
 -> Статья 
08.03.2014 13:29:57
Sr. Jois палец вверхпалец вверхпалец вверх
 -> Статья 
12.12.2013 06:40:39
Oleg68 С большим удовольствием прочитал, спасибо. Только это не статья, это очень красивый рассказ.
 -> Статья 
12.12.2013 14:25:07
Kokos Олег! Спасибо! Написал как было, ни слова не придумал. смущен Не умею. улыбка У меня еще где-то видео оставалось с тех мест. Надо бы оцифровать. Все некогда. Красивейшие места. Эх, не знал я тогда, что такое фидер. Перспектива была палец вверх Типа речки "Мечта" Димы Салапина.

 
К началу
к началу