Ваг – сильная река в Словакии с сильной рыбой
В июне нынешнего года мне в компании друзей посчастливилось съездить на рыбалку в Словакию. Честно говоря, это была не совсем обычная рыбалка, а международные соревнования («Browning Cup». Но я не буду в этой статье писать о соревнованиях, а хочу лишь рассказать непосредственно о рыбалке в Словакии. Скажу лишь, что в соревнованиях мы выступили ровно-средненько, потому что оказались не готовы технически, а почему, вы поймете из этой статьи.
Итак, ваш покорный слуга и еще трое коллег по цеху, погрузив в два автомобиля свой скромный скарб, выдвинулись по направлению «канадской границы». Наша дорога пролегала через Беларусь, Польшу, Чехию и заняла меньше двух суток, т.к. ночью мы решили остановиться в Польше на ночлег.
Приехав, мы разместились в заранее забронированном 2-х этажном коттедже, который нам любезно предоставил словак по имени Марьян (русскоязычный, жил в Москве более 10 лет). Кстати, цены на проживание в Словакии ни чета нашим крутякам. Так, за двухэтажный дом с прилегающей территорией (с беседкой, парковкой, лужайкой), внутри с холлом, кухней, отдельными комнатами и всеми удобствами, каждый из нас заплатил всего по 1000 руб. в сутки. Честно говоря, таких рыболовов как мы, Марьяну не приходилось видеть доселе. Разгрузив горы своей чудо-амуниции и наотрез отказавшись от предложений Марьяна (чего желаете, заказывайте, всё будет), мы вызвали некоторые подозрения своим поведением. Но через несколько дней Марьян нас понял. Вы просто обычные маньяки, сказал он нам. Рыболовные.
Итак, после короткого перекуса, а дело было вечером, мы сели в машины, не взяв удочек, и поехали знакомиться с рекой, которая находилась в 10 км от нашего жилища. Спустя 5 минут (дороги в большей части Словакии не знают пробок, а дорожных полицейских мы и не видели ни разу), мы выезжаем к реке. Место называется Мадунице, а река, куда лежал наш путь, называется Ваг. Ваг у Словаков считается красавицей, жемчужиной, прежде всего потому, что река эта очень чистая, а также потому, что в этой невеликой, но быстрой реке водится большое количество разных видов рыб. С первого взгляда Ваг в этом месте очень сильно напоминает канал им. Москвы, например в Дубне – такой же прямой, с такой же структурой берега и шириной реки. Но это только первое впечатление. Присмотревшись, сразу замечаешь, что есть течение. Оно видно невооруженным глазом, но с виду не вызывает никаких опасений. Ну, течение и течение, что мы, течений что ли не видывали. Замечаем по берегу 2 машины и, предположив, что кроме рыбаков тут, наверняка, быть больше некому, решаем подойти посмотреть. На берегу отец с сыном лет 12-ти ловят на фидеры. Оборудование простое, но это фидеры (не дубины и без бубенчиков). Прямо на наших глазах у старшего из рыболовов вершинка фидера два раза резко дергается, и он начинает выматывать, нет, скорее, выкачивать рыбину.
Борьбы особой нет, мужик спокойно подсачивает подлещика граммов на 300, освобождает от крючка и… отпускает. Смотрим, у ребят даже садка нет. Через три минуты поклева у сынишки, который вытаскивает какую-то рыбину, похожую на голавля. Смотрим, куда забрасывают – метров 15-20 прямо перед собой. А в это время уже снова подсекает батя. Рыба сразу отпускается. Это нас радует – нормальный такой клев, прямо руки чешутся. Идем ко второй машине. Тут тоже местный рыбак и тоже без садка. Смотрим. Мы стоим на верху берега, рыболов сидит внизу, между нами метров 12. И вот с этого расстояния мы все отчетливо видим поклевку, которая сначала со всей дури загибает фидер, а затем так же резко разгибает. Мы замираем, все внимание, а мужик встает и поднимает палку кверху, начинает выматывать. Идет туго, но идет. Мужик тащит рыбину почти дуром. Небольшое сопротивление у подсачека и… вот местный серебристый красавец – усач, где-то на килошник. У всех нас почти такое ощущение, как будто мы тоже причастны к его поимке. А мужик тем временем берет усача и отпускает. Ну, а мы, выразив жестами мужику респект, садимся в машины и едем домой: готовиться к завтрашней рыбалке и спать.
Утром решаем, в каком месте реки будем ловить. Дело в том, что место нашего вчерашнего знакомства с рекой лежало вне зоны проведения соревнований, располагаясь между плотиной и мостом, а зона соревнований находилась ниже по течению, располагаясь за мостом и ниже. Вроде бы ясно: ехать надо в зону соревнований, но я решаю пойти нестандартно, и предлагаю ребятам ловить в том месте, где мы были вчера вечером. Аргументы – гарантированно много рыбы. Цель – дать ребятам возможность подержать крупную рыбу на крючке, набить руку. Сказано, сделано. Едем. На берегу выбираем случайное место, ставим платформы, и двое из нас едут покупать рыболовную лицензию. Лицензия на один день на одного рыболова стоит 18 евро (лицензия локальная, на месяц 30 евро, на год 50 евро). Первым готов к бою Иван. Он замесил сладкую универсальную прикормку на основе Sensas (GG + BB + копра + цветной сухарь + много мелкого пелетса, настоянного на мелассе). Я решил провести эксперимент и мешаю Sensas рыбный лещ+ высококачественный молотый пелетс на рыбной основе ярко зеленого цвета, которые мешаю на мелассе + немного жидкого аттрактанта с сырным запахом + цветной сухарь. Все смотрят в мое ведро, скептически ухмыляясь. Они не понимают: я делаю доброе дело для всех – один день пролечу, избавлю всех от соблазна экспериментов на рыбную тему; стрельнет – все смогут воспользоваться. Остальные ребята мешают Sensas мелкий карп+лещ+GG.
Пока мы раскладывались, Иван уже делает третий заброс. И получает дичайшую поклевку с отстрелом вершинки. Подсекает, держит 2 секунды, рыбина начинает паровозно сматывать леску до шпули и щелк – обрыв 0,12 поводка. Через 5 минут история повторяется, но шансов на победу уже больше. И наконец, еще через 10 минут, Иван уверенно отводит рыбину к берегу. Рыбина ведет себя как форель на наших платниках – бесится, как будто леска идет не на катушку, а на сковородку с кипящим маслом. Всплывает на поверхность и Иван сообщает нам – усач! С третьей попытки заводит его в подсак, но… такого я лично никогда не видел, усач выпрыгивает из подсака! Хорошо, крючок прочно засел в губе, Иван снова его вываживает и, наконец, первый усач взят! Кстати, это вообще, для всех нас – первый раз в жизни пойманный усач. У Ивана полный восторг, просит взвесить, говорит в нем двундель точно. Я вешаю – кило. Вот такая мощная рыбина, обманывает ощущения в два, а то и три раза. Ловим без садка, так местные правила запрещают брать рыбу (у них в это время было окончание нерестового запрета).
Начинаем ловлю и мы. Я беру две палки – экстрахэвик и медиум. На экстрахэвике плетня, на медиуме леска. Промеряюсь – метрах на 20-ти бровочка, все дно в камешках. Течка приличная. Ставлю 60 граммов – несет, 80… ну, ладно, прыг-прыг и стоит. Кстати, у Ивана слева стоит 60 граммов, хотя он даже кидает дальше меня метров на 10. Разница в том, что у Ивана в качестве основы новая круглая плетня 0,04 + шок из моно, а у меня на медиуме – основа моно 0,25. Монтаж все мы ставим одинаковый – «международный» (скользящая кормушка), поводок 0,5 м. Из животной составляющей в этот день у нас только живой опарыш и больше ничего (словаки привезли только это). У меня идет мелочь – подлещ граммов на 200-300, у Ивана периодически вваливаются экземпляры покрупнее – 500,600, 800. Решаю уйти подальше, кидаю метров на 30. 80 граммов летит, беру экстрахэвик ставлю 100, 120, вроде стоит. Пять забросов – нет поклевок. Перехожу обратно. И сразу вваливается лещик на килошник. Через пять ладошечников, еще один граммов на 800 и под финиш еще один граммов на 800. А у ребят – клондайк! С каждого заброса – рыбина средним весом 500 граммов. Иван берет еще одного усача, покрупнее. Глинский ловит карася на килошник. Илья ловит подуста на 1,5 кило, три леща от кило… Под финиш, Глинский забрасывает на тот берег чистый грузик (на крючке пять опарышей), его нещадно несет, но в пронос хватает усач и Глинский под улюлюканье исполняет цирковой номер – вывод бешеного усача через всю реку. В общем, повеселились мы в этот день от души! У ребят у каждого улов кил по 15-20. У меня в разы меньше. Видимо, не понравился местной братии рыбный вкус. Вечером, будучи опьяненными, не вином, но впечатлениями, готовим снасти на завтрашний день и обсуждаем, как ловить завтра. Радуемся погоде и чудесной реке Ваг!
На следующий же день, мы получили ледяной душ, как в прямом, так и в переносном смысле. Напомню, в этот день мы должны были переместиться непосредственно в зону соревнований. Во-первых, там оказалась совсем другая рыбалка, рыбы было гораздо меньше. Во-вторых, погода кардинально изменилась, похолодало до 12-15 градусов, появился сильный ветер и конечно, для полного счастья, как же без дождя «как из ведра». Но самое неожиданное оказалось то, что зона ловли представляла собой неравномерный участок. Неравномерная, как по глубине, так и вследствие этого, по силе течения, ну, и рыбе, разумеется.
Мы равномерно разошлись по всей зоне, чтобы получить как можно больший опыт рыбалки. Там, где оказался я, течение было очень сильное (но, как оказалось впоследствии, левее оно было еще сильнее). Так, например, на середине реки (это метров 35-40) ловить оказалось просто невозможно. У меня была одна кормушка 150 граммов, так она проносилась по дну со свистом. Глубина три-четыре метра. Для сравнения, в противоположном конце места ловли – глубина метров пять-шесть и течение на 60-70 граммов. Нашел точку на 25 метров, и вроде бы кормушка 120 граммов не каждый раз, но вставала. Глубина метра 3. Прикормку сделал сладкую, классическую, на основе Sensas – GG +черный лещ + цветной сухарь, на мелассе, без аром. Сегодня живые насадки у нас были в ассортименте. Единственное разочарование – мотыль оказался полудохлым. И червя маловато. Первый час пошла уклейка. Это был просто ужас, кормушка 120 граммов; поводок 0,14 крючок 12; на крючок два-три опарыша… со дна… тра-та-та-та… подсечка – она родимая, уклейка. На мотыля то же самое. На втором часу интенсивно добавляю в прикормку рубленного червя, на крючок тоже червяка (на него уклейка не клевала вообще) и, наконец, получаю загиб вершинки с отстрелом, приятная тяжесть на том конце, и я вывожу красавца леща на полторашку. На течении он дает ощущения веса в два раза больше. Следом влетают штук пять-шесть мелких подустов, ну, мелких, по тамошним меркам – от 300 до 500 граммов. И тишина. Для разнообразия и от скуки тренирую ловлю уклейки. А всё это время лупит дождь, сижу под зонтом, приходится каждый раз вылезать из-под него для заброса. Да и практики-то у меня нет в ловле рыбы из-под зонта. В общем промок весь до нитки.
Тут подходит Глинский Серега и говорит, что его такая ловля задолбала (уклейка и мелкий подуст), и что он пошел в машину греться. Это правильное решение, хотя я продолжил ловлю, но меня колотило от холода так, что стойка фидера ходила ходуном. Через три часа лить вроде перестало. Убрал зонт. И тут получаю чисто усачевую поклевку – вершинка отстреливает с характерными амплитудными дерг-дерг. Резко встаю и поднимаю руки кверху. Мы уже вывели информацию об алгоритме вываживания усача. Делается так. Встаешь, поднимаешь руки с удочкой вверх и держишь. На том конце ощущается каменная плита. Которая ощутимо несколько раз начинает давить вниз. Это усач хочет тыркнуться мордой в каменно-ракушечное дно. Ему всё равно, у него морда бронированная, а леске капец. Так вот, удержишь так его секунд пять-десять и начинаешь силовым методом крутить катушку, он начинает отдавать и спокойно, хоть и туго, но идет. Главное, всё это время нужно не поддаваться на провокации и крутить, крутить к себе. Никаких фрикционов. Как только остановишься, всё, капец, начинается следующая беда – усач начинает сваливать по течению вниз, и тогда его вообще непонятно как остановить. А так подтащил к подсачеку, и остается последний акт безумного театра – завести его туда. Но это все про усача. А у меня тогда оказался не усач. Это я понял по манере поведения. Она заметно отличалась от приведенного описания – рыбина сразу пошла к берегу, и по ходу уходила влево-вправо, вверх-вниз. Но не лещ. Но не сом. Кто же там? А еще течение искажает ощущения… добавляя все рыбе и, конечно, приятные ощущения. И вот… показывается бок. Вау. Подсачиваю. Подуст. Под двушку. Толстенный. Я в шоке. Вот это рыбалка. Приходит информация от Ивана, что у него два усача. Илья ловит несколько лещей, но основной вес на подлещике 200-300 граммов. Вот такой неожиданный день. Информация от Ивана всех расстроила – рядом с ним сидел чех, который кидал за середину реки атомной кормушкой граммов на двести… и сидел 2 часа бамбучил. А затем за 2 часа на каждом забросе вытащил штук десять усачей и штук двадцать лещей. Единственное объяснение – дистанция, но у нас нет таких кормушек (да и удочек), и вареный опарыш (кипяток у нас есть).
Вечером пытаемся привести мысли в порядок. В местном магазине находим тертый сыр пармезан и сметаем весь его запас для добавления в прикормку.
На следующий день мы уже не можем сами себе выбирать место, за нас это делает мадам жеребьевка, которая, видимо, тоже по национальности какая-то нерусская дама. Итого мы втроем попадаем в самый край, в самую мель, на самое течение. У меня вообще самое крайнее место – сектор 1. Мой друг, капитан словацкой сборной, говорит, что если бы он попал в это место, то сразу бы поехал домой. Это он сказал до жеребьевки, но когда я вытащил это место, он закашлялся и сказал, что рыба и тут есть, метров 15 кидать. Ивану достается место подальше. Там, по информации, и поглубже, и рыбы побольше. Ну да ладно.
Перед ловлей словаки протащили меня по всем местным столикам, учили словацкую пословицу: «нот дринк – ноу фиш». Встречаем много знакомых по международным поездкам словаков, чехов, а вот и венгр Доме Габор, жмем руки друг другу. Иду готовиться к ловле. В месте, которое мне досталось, дальше 15-ти метров и ловить-то оказалось невозможным. Внимание, на 15-ти метрах, у меня еле стояла 120-граммовая кормушка. Со старта ожидаемо час ловил уклейку. Затем перешел на червя, и все затихло. Влетел голавлик граммов на 200, подъязь граммов на 100, плотва на 100. И вот… Ба-бах! Хватаю фидер и встаю, руки вверх. В голове крутится одноименный мотив группы Отаван «хэндс ап, бэйби, хэндс ап…» на том конце «бетонная плита», по ощущениям, всего чуть-чуть над дном, и вдруг, плита «падает» вниз и одновременно я ощущаю неожиданно появившуюся легкость в теле. Выматываю – поводок обрезан посередине. Вот жешь… досада.
Ну да ладно. Снова заброс. Массово кормлю вареным опарышем. Опять ба-бах! Делаю тоже, но уже смелее, так как поводок поставил 0,2. И нормально, как мне кажется, справляюсь с первым актом вываживания, спокойно стаскиваю рыбину с точки, но она начинает уходить вправо в чужой сектор. Останавливаю прямо на границе сектора и она там всплывает. Кричу на всякий случай соседу – «можно»? Правила в Словакии разрешают при согласии соседа вываживать рыбу в чужом секторе. Но мне даже и не пришлось им воспользоваться. Потому что, это оказался опять не усач, а опять подуст. Кила на полтора. Подвел его к голове подсака, завел и… крючок вылетел у него из пасти. За спиной слышу вздохи разочарования зрителей. И тишина. Даже уклейка не ловится. За час до конца ловлю леща кило триста. И это все. Общий вес едва 2 кг. Мдас… «А если бы» – всегда приходит мысль в таких случаях, ибо лучший-то вес по всей зоне всего-то 3,8 кг. Ах да, чуть было не забыл: за полчаса до финиша дали такое течение, что ловить и на 15-ти метрах оказалось нечем. Я взял маркерный грузик на спице 120 граммов, сквозь спицу пустил через колечко еще один грузик 80 г и обмотал их вместе изолентой. Так вот: такой самодельный груз у меня на 15-ти метрах еле держался, периодически прыгал.
В последний день мне достался сектор получше, чуть правее середины, но все-равно неглубокие места со слабым течением (где и ловилась вся рыба (были уловы по 15-18 кг)). Илья Калачев попал туда в последний день. Неплохо отловился. Ну и, конечно, поймал усача. Мне же последний день запомнился обрывом поводков 0,22 и 0,25; открытием истины капитаном словацкой сборной Миланом (который ловил на кормушку 250 граммов, вы, кстати, не знаете где их у нас купить?), так вот, момент истины – поводки они используют кевларовые! ну, и еще, запомнился тот день поимкой сомика; кроме него – несколько лещиков, один сход, видимо, слабо зацепился… по результату, опять где-то в серединке. Напоследок хочу сказать, вернее, развеять миф о том, что для усача нужно обязательно добавлять в прикормку тертый сыр, и что сладкую прикормку он не любит. Ерунда. Скажу больше – ему прикормка вообще по барабану. Все что ему нужно – ведро вареного опарыша, ну и это, как его, кевларовый поводок, во!
Перед отъездом, подошел к берегу Вага, который (это точно река-мужик), смотрел на меня как-то не то чтобы грустно, нет, но как-то, жалея о расставании, с толикой симпатии. Ну а я в ответ, бросил ему горсть евроцентиков. Говорят, на счастье, и чтобы вернуться сюда еще раз.
Статья публиковалась в журнале "Salapin.ru Magazine" N17
Кресло Korum standart Accessory Chair