Обзор самодельных конструкций фидерных кормушек на форуме сайта salapin.ru
Тема самодельных фидерных кормушек оказалась настолько актуальной, интересной и разнообразной, что количество сообщений в ней давно уже перевалило за 1000. Не каждый участник форума, особенно вновь прибывший, осилит всю ветку с самого начала.
В этой статье я собрал и обобщил всё, что создали своими руками коллеги по увлечению и выложили на форуме https://salapin.ru/forum/showthread.php?132 по состоянию на февраль 2010 года.
Цель этого материала, - дать возможность быстро ознакомиться с различными конструкциями самодельных фидерных кормушек и получить краткие объективные комментарии коллег по каждой модели, к которым я рекомендую прислушаться. Любой участник форума, прежде чем начнет разрабатывать свою версию кормушки, может сначала посмотреть, что уже придумано его коллегами, и не изобретает ли он очередной «велосипед».
Для начала рассмотрим конструкцию некой абстрактной кормушки.
Кормушка состоит всего из трех основных частей:
контейнера для прикормки
свинцового груза
крепежного узла.
Зато вариантов исполнения и сопряжения этих частей предложено великое множество.
Материалы
1. Пластик (ПЭТ), из которого изготавливаются бутылки для различных газированных напитков. Это, безусловно, лидер по доступности в любом населенном пункте любой страны. Подробнее о таких кормушках здесь: https://salapin.ru/article784.html и здесь: https://salapin.ru/article594.html
2. Тот же ПЭТ, но продающийся в листах. Как уверяют некоторые коллеги на форуме его можно купить в рекламных агентствах. Он толще бутылочного и кормушки получаются жестче. Оба этих прозрачных материала позволяют формировать кормушки самых разных размеров и форм: круглые, прямоугольные, полукруглые, треугольные. А самое главное, кормушки из ПЭТ имеют самые высокие гидродинамические характеристики, позволяющие им при выматывании снасти всплывать на поверхность с большой скоростью даже при медленной подмотке. Это намного снижает вероятность зацепов. Недаром кормушки из ПЭТ стали лидером сезона 2009 года.
3. Кабель-каналы и муфты кабель-каналов.
4. Пластик от всевозможных емкостей: – банки от мокрых салфеток для мониторов, бутылочки из под шампуня и тому подобное. Всё как правило из цветного ПВХ.
5. Контейнер от фотопленки.
6. Бигуди.
7. Корпуса электролитических конденсаторов и специфических реле.
8. Небольшие пластиковые баночки (например, из под лекарств).
9. У материалов № 3, 5, 6, 7 и 8 форма круглая. Основное преимущество этих материалов – жесткость и хорошая всплываемость при подмотках. Минусы: – яркая цветовая гамма, не такая широкая распространенность в нужном количестве, а для бигуди и кабель каналов еще и цена, особенно это касается кабельных муфт.
10. Строительная сетка из оцинкованной или нержавеющей проволоки.
11. Применяется достаточно широко, однако имеет один большой недостаток. Сетка оказывает огромное сопротивление при выматывании таких кормушек. Кроме того в начале подмотки они сначала волокутся по дну и только потом медленно отрываются от дна не зависимо от скорости подмотки. Вероятность зацепов таких кормушек довольно высокая, а гидродинамические характеристики наихудшие из всех рассмотренных материалов.
12. Просечная сетка – из нее изготовлено большинство кормушек, продаваемых в магазинах.
13. Сетка от автотракторных воздушных фильтров.
14. Оба хорошие технологичные материалы. Кормушки получаются достаточно жесткие. Контейнер кормушки можно заливать непосредственно в свинец, впрочем, как и проволочную сетку. Из эстетических недостатков, – со временем ржавеют, а так же явно уступают пластиковым в гидродинамических качествах, - медленнее всплывают.
Форма
Круглые
Прямоугольные.
Овальные
Полукруглые
Треугольные.
Считается, что кормушки полукруглой, прямоугольной и треугольной форм лучше держат дно на течении, но это довольно спорное утверждение, так как придонное течение, как правило, всегда намного слабее основной верхней струи. Поэтому сдвигающая кормушку сила от придонного течения будет очень мало влиять на нее независимо от формы кормушки. Исключение составляют забросы кормушки на перекаты и ловля в таких экзотических местах.
Изготовление контейнера
При изготовлении контейнера из листового ПЭТ пластика в качестве альтернативы скрепкам и степлеру может послужить эл. паяльник для создания точечных сварных швов. На месте каждого точечного соединения поочередно прожигается 4 - 5 отверстий и тут же сильно сжимается, пока пластик еще не остыл. По отзывам коллег, соединении надежное.
Так же делаются попытки склеивания шва ПЭТ пластика различными клеями, например ДонДил, или Cosmofen. Оба клея работают по ПЭТ пластику, прочность проверена. Приобрести эти клеи можно по ссылкам:
http://www.agah.ru/
http://www.helvetica-t.ru/catalog.php
http://www.remex.ru/
Отверстия в контейнере
Некоторые материалы, такие как бигуди и различные сетки не требуют операции изготовления отверстий.
А вот ПЭТ, листовые пластики, кабель-каналы, муфты, коробочки и т.д. потребуют изготовления отверстий.
Отверстия в бутылочном и листовом пластике:
Несколько слов о разметке. Размечать каждую новую заготовку (речь идет плоских заготовках) трудоемко. Для прозрачных материалов используется лист бумаги на котором делается разметка под отверстия. Сверху накладывается пластик и уже на нем размечается либо фломастером, либо шилом. Для непрозрачных пластиков удобно сделать кондуктор из плотного пластика с небольшими отверстиями и размечать шилом накладывая кондуктор поверху заготовки. Ну а кто-то не размечает и вовсе. Ровно расположенные отверстия это всего лишь эстетика и не клев не влияет.
1. Метод проплавления отверстий. Это самый простой и быстрый метод, позволяющий проплавить отверстия в контейнерах любого размера и конфигурации. Отверстия лучше проплавлять на уже полностью собранных кормушках с свинцовым грузилом и крепежным узлом. Используется либо 40-ваттный эл. паяльник с заостренным и удлиненным жалом, либо нагретый на газовой конфорке толстый гвоздь. Главное не перегревать инструмент, чтобы он не мгновенно проплавлял отверстие, а делал это медленно. В этом случае коробление пластика почти не происходит и кормушка меньше изменяет задуманную форму. Заусенцы от проплавленных отверстий образующиеся с внутренней стороны кормушки, как считают многие самодельщики, очень полезны и способствуют удержанию недоувлажненного корма внутри при силовых дальних забросах.
Если работать не перегретым инструментом, то выделение вредных паров от проплавления отверстий минимальны, но в любом случае лучше работать в проветриваемом помещении.
2. Метод пробивания отверстий обыкновенным канцелярским дыроколом. Отверстия получаются ровные и пластик не коробится. Однако такой дырокол пробивает не всякий пластик. Но как показывает практика, большинство используют именно бутылочной пластик, а с ним проблем нет. Расстояние от края заготовки до центра отверстия порядка 11 мм. Складывание заготовки вдвое позволяет пробить пару отверстий практически в любом месте заготовки. Бояться того, что пластик «запомнит» место сгиба не следует. Если сделать все аккуратно, то место сгиба практически незаметно.
3. Метод пробивания отверстий дыроколом для кожи. Вполне возможно, но отзывы не самые лучшие.
4. Метод пробивания отверстий рычажным канцелярским дыроколом. По отзывам получается неплохо. Но нет информации о долговечности этого приспособления. Отверстия можно пробивать практически в любом месте заготовки.
Однако кормушки с пробитыми дыроколом отверстиями, хотя и имеют более эстетичный вид, обладают одним недостатком. Гладкие края пробитых отверстий внутри кормушки плохо удерживают рыхлую и недоувлажненную прикорму при выполнении дальних силовых забросов. Корм из кормушки может вылететь в самом начале заброса, поэтому вначале подумайте, что вам важнее: - «шашечки, или ехать».
5. Метод сверления отверстий в пакетах при помощи кондуктора. Высокая производительность, но сначала требуется изготовить кондуктор. Метод широкого применения не нашел.
Отверстия в готовых цилиндрических пластиковых заготовках:
В цилиндрических пластиковых заготовках имеющих достаточно большую толщину стенок отверстия, как правило, сверлятся, но работать нужно очень аккуратно с минимальной подачей сверла.
Свинцовые грузы можно разделить на две группы. Это грузы из листового свинца и литые грузы. Грузы из других металлов практически не используются при кустарном изготовлении кормушек. Справочно: плотность свинца = 11,34 г/см3
1. Самый простой способ изготовления кормушек с грузами из листового свинца. Полоска свинца необходимого размера и веса прикладывается снаружи контейнера на скрепленный шов и загибается внутрь контейнера с двух концов. Перед загибом свинцовой полоски на один из ее концов надевается проволочный крепежный узел, за который кормушка будет крепиться к оснастке.
2. Литые грузы. Форма грузов ограничивается только фантазией и технологическими возможностями кустарного производителя. Сюда же можно отнести самоклеящиеся балансировочные грузики для колес автомобилей.
Форма грузов.
1. Прямоугольные грузы из листового свинца. Самая распространенная форма, и в большинстве случаев вполне оправданная. Кроме того, легко изготавливаемая с помощью ножниц по металлу.
2. Грузы прямоугольной формы со скругленными концами. Такая форма груза обусловлена тем, что кокили в которые они отливаются, изготавливаются на вертикально-фрезерных станках.
3. Грузы, имеющие форму трапеции. Смещенный назад центр тяжести обеспечивает более быстрый отрыв кормушки от дна. Сюда же можно отнести грузы с крылышками.
4. Грузы сложной формы, например повторяющие форму Fox.
5. Приспособленные специфические грузы индивидуального назначения.
Грунтозацепы
Не всегда приходится рыбачить в идеальных условиях. Сильное течение одна из проблем ловли фидером. Грунтозацепы в некоторой мере позволяют использовать более легкие кормушки.
1. Отливы на днище груза самых различных форм, начиная от небольших выступов заканчивая серьезными штырями.
2. Проволочные грунтозацепы. Это могут быть и просто проволочные штырьки, и замкнутые петли для уменьшения вероятности зацепа лески и травы.
3. Грунтозацепы из саморезов, ввернутые с внутренней стороны задней части кормушки могут дать неплохой результат, но вероятность зацепа лески за торчащие саморезы увеличивается.
Крепление грузов
1. Самый распространенный и простой способ крепления грузов при кустарном изготовлении, – загибание краев вокруг корпуса кормушки. Так крепятся и плоские, и литые грузы со специальными ушками.
2. Крепление проволокой. В грузе имеются несколько отверстий через которые груз соединяется с контейнером кормушки мягкой медной проволокой. Это более надежное, но и более трудоемкое крепление.
3. Крепление литых грузов штифтами заклепками, отлитыми заодно с грузом. Надежное и быстрое крепление. Для повышения прочности соединения можно использовать шайбы походящего размера. Особенно это актуально для контейнеров из ПЭТ бутылок.
4. Крепление при помощи саморезов.
5. Крепление винтами с гайками.
6. Крепление при помощи пустотелых заклепок. Если есть специальное оборудование для этого, то этот способ очень неплохой.
7. Приклеивание. Пожалуй, самый ненадежный способ. Все кто приклеивал балансировочные самоклеющиеся грузы, усиливают соединение проволокой.
Где брать свинец?
1. Свинцовая оболочка телефонного кабеля вполне походит для кормушек. Чем толще кабель, тем больше в нем жил и тем толще свинцовая оболочка, от 1,0 до 3,0мм.
2. Листовой свинец. Продается разной толщины. Хороший качественный материал. Одна проблема, – его не так легко купить.
3. Как вариант первого и второго случая либо лить тонкие листы, либо плющить молотком. Но тут нужно учитывать, что свинец должен быть пластичным без большого содержания примесей.
4. Бывшие в употреблении балансировочные грузы можно поклянчить в любом шиномонтаже бесплатно или за чисто символическую плату. Свинец не очень пластичный, делать из него грузы с ушками для крепления проблематично. Грузы с самоклеящимся слоем лучше плавить на улице, т.к. горит липкий слой.
5. Аккумуляторный свинец. Большое содержание сурьмы и мышьяка делает его хрупким. Однако клеммники и перемычки вполне походят для целей изготовления кормушек.
6. Новые балансировочные грузы с самоклеящимся слоем. Годятся для довольно легких кормушек, весом до 30 – 40гр.
7. Другие источники. Балластные грузы. Свинцовый лом и прочее.
Формы для отливки грузов
1. Металлические формы (кокиль), изготавливаются методом фрезерования. Самые долговечные, кроме того, дают самые качественные отливки. Используются как закрытые формы (грузы фиксированного веса) так и открытые (вес грузов можно варьировать залив больше, или меньше свинца).
2. Металлические формы, выгнутые на деревянной заготовке из не луженой жести, или из алюминиевой банки от пива. Собственно просто металлические коробочки. Иногда в такие коробочки вставляют вставки для получения грузов переменного сечения. Неплохой, самый дешевый и доступный вариант.
3. Наборные формы из металлических пластин. Как закрытые, так и открытые.
4. Силиконовые формы. Имеет возможность отливки грузов самых замысловатых форм с обратными углами и приливами.
5. Гипсовые формы. Очень простые в изготовлении, однако очень недолговечные.
6. Графитовые формы.
7. Деревянные формы, - не самый лучший вонючий вариант.
Крепежный узел
На форуме идет достаточно жаркая дискуссия, каким он должен быть, из чего его изготавливать, какой лучше, - короткий или длинный, крепление жесткое или подвижное?
Итак, какие же бывают крепежи?
1. Проволочные, жестко закрепленные в загибе свинцовой полоске груза.
2. Проволочные, подвижно закрепленные в загибе свинцовой полоске груза.
3. Жестко закрепленные в процессе литья.
4. Подвижные, на жестко закрепленных скобах в процессе литья.
5. Резиновые или пластиковые колечки, закрепленные в загибе свинцовой полоске груза.
6. Пластиковый рычажок, закрепленный на грузе проволокой или иным способом
7. Пластиковый рычажок, вырезанный заодно с контейнером из ПЭТ.
8. Залитые свинцом, или закрепленные проволокой вертлюжки.
Место крепления лески может представлять из себя либо небольшой изгиб проволоки, либо сформированное скруткой колечко. Формирование колечка лучше проводить на круглой оправке (сверло, проволока). Тогда оно получается круглым, а не вытянутым если его формировать просто плоскогубцами. Это важно. При соединении кормушки с леской петлей она не затягивается.
Материал для крепежа
1. Лидер по доступности это, конечно же, канцелярские скрепки.
2. Медная обмоточная проволока не тоньше 0,8мм.
3. Сварочная проволока.
4. Проволока, фиксирующая пробку шампанского.
5. Вязальная проволока.
6. Уплотнительные кольца, используемые в сантехнике или гидравлике.
7. Пластиковые трубочки, свернутые в колечко.
8. Вертлюжки.
9. Полоски пластика.
10. Специальный крепеж от промышленных кормушек.
Подвижный или жестко закрепленный крепеж?
По этому вопросу мнения коллег разделились.
Часть делает крепеж жестким, а его длину не регламентирует.
Другая часть делает его подвижным, и в этом случае длинна крепежа не очень актуальна.
Вопрос остался открытым, а между тем рыба ловится, не обращая внимания на вид крепежа, хотя бывают условия, когда подвижность, или неподвижность крепежа может быть весьма полезной.
Где расположить вертлюжок для кормушки?
Если закрепить вертлюжок на крепеже кормушки, т.е. сделать их неразъемными, как это сделано на всех покупных кормушках, то при обрыве, или отстреле кормушки мы распрощаемся со всем перечисленным, а в придачу еще можем потерять и оснастку. Поэтому в целях экономии вертлюжок лучше расположить на оснастке, а кормушку крепить к вертлюжку отдельной более тонкой моно леской. Тогда при расставании с кормушкой у вас сохраниться и вертлюжок и оснастка. Мелочь, но приятно.
В магазине кормушку комплектуют вертлюжком не потому, что так надо, а только для того, чтобы она дороже стоила. Мелочь, но противно.
Какой цвет кормушки лучше?
Это еще один спорный вопрос, на который общего мнения нет.
Кто-то утверждает, что цвет влияет однозначно и кормушка должна сливаться с дном. Другая сторона возражает, что такого влияния нет и рыбе абсолютно все равно.
Так как вопрос так же остается открытым, осмелюсь взять на себя ответственность все же рекомендовать коллегам не стараться удивлять рыбу разноцветием наших кормушек. Чем менее заметно, тем лучше. Думаю, что против такой нейтральной рекомендации возражений не будет, особенно в капризный клев.
Надеюсь, что данный материал пригодится самодельщикам.
Статья публиковалась в журнале "Salapin.ru Magazine" N4
Кресло Korum standart Accessory Chair