Жерех как на ладони.
Семейный палаточный отдых на берегу, да еще в компании единомышленников – что может быть лучше! Был только единственный недостаток. Наши жены с детьми наотрез отказывались оставаться одни в часы нашей спиннинговой рыбалки, поэтому приходилось по очереди оставаться на сторожевое дежурство.
Причины для беспокойства в общем-то были. В семидесятые годы прибрежные дикие леса Можайского водохранилища нередко посещали стада диких кабанов. А однажды Сашке пришлось даже сидеть на березе, спасаясь от потревоженного хряка, которого мы спугнули в кустах вместе с выводком во время похода за грибами. Настал день и моего дежурства. Я ходил среди палаток и нудно канючил на свою несчастную судьбу. Жены ехидно подтрунивали, а дети норовили поставить меня на четвереньки, чтобы сделать из меня ручного пони, или в крайнем случае козла. Погода была прямо на заказ и моя рыбацкая душа рвалась на воду, но женщины были неумолимы, и я сдулся покорившись жребию.
Чтобы хоть как-то смягчить мою горемычную долю, дамы сообщили, что каждый день у коряги рядом с берегом лупит здоровенный жерех. Палаточный городок стоял на высоком обрывистом берегу напротив деревни Бычково. С 10-метрового обрыва водоем был виден как на ладони, а прямо под обрывом плавал притопленный здоровенный пень в 6 метрах от берега, зацепившись одним из корней за дно. По словам женщин, жерех бил каждый день три – четыре раза, почти всегда в одно и то же время, - около 10 часов утра. Я натаскал воды, нарубил дров, подмел территорию и уже хотел спуститься со спиннингом к воде, но дамы нежно и решительно вынули спиннинг из моих рук, объяснив, что в случае чего – от меня не будет никакого толку, поскольку подняться от воды на бугор я быстро не смогу, а кабаны ждать уж точно не будут. Мне ничего не оставалось, как торчать на бугре и проклинать всё и вся. Я взял самодельный низенький табурет и сел, прислонившись к березе, на краю обрыва.
Солнце поднималось все выше, и его лучи все глубже проникали сквозь чистую воду. Вокруг плавающего пня крутилась приличная стайка уклейки и мелкой плотвы. Я тупо лупился на этот хоровод, завидуя своим друзьям, которые наверняка ловили судаков, и непременно крупных. И тут я вдруг понял, что случай предоставил мне уникальную возможность увидеть сверху бой жереха. Вода просвечивалась почти до самого дна и вся рыбешка у плавучей коряги была видна, как в аквариуме. Я настроился на ожидание и внимательно смотрел на стайку. Время шло, приближаясь к десяти часам.
Жерех появился неожиданно и совершенно не так, как я ожидал. Он медленно и грациозно плыл вдоль берега на расстоянии 12 – 15 метров. Это был просто красавец весом не менее 4-х килограммов. У меня зачесались ладони и завибрировали коленки. Я замер, боясь спугнуть его своим присутствием. Жерех прошел метров десять вдоль берега и коряги, развернулся, и, приблизившись на 1-2 метра, продефилировал в обратном направлении, затем снова развернулся, приблизившись еще на 1-2 метра. Он проводил разведку готовности своей столовой и наличия там еды. Еда безмятежно плавала вокруг пня, не замечая жереха. Проплывая очередной раз вдоль берега, он наконец попал в поле зрения резвящихся рыбешек. До пня оставалось 2-3 метра, и мелочь боязливо стала сбиваться поближе к пню. Ее движения стали нервозными и настороженными. Рыбешки прижались к пню со всех сторон, стараясь найти в нем свою защиту, как ребенок прячется у юбки матери. Вдруг поведение жереха резко изменилось. Его верхний плавник, до этого почти прижатый к спине, распрямился мощным парусом, а боковые плавники разошлись, как крылья. Он готовился к бою.
Я напрягся, как будто это мне предстояло осуществить охоту и не моргая смотрел на происходящее, боясь пропустить каждое движение. Впервые воочию я видел маневры беззубого хищника, о котором много знал и не раз ловил его на бой, но никогда не видел эту охоту так наглядно.
Жерех сделал короткую дугу недалеко от пня и стремительно бросился между пнем и берегом, проплыв в метре от коряги. Рыбешка в панике бросилась в рассыпную, но большая ее часть выскочила стаей из-за пня на открытую воду. Не останавливаясь, жерех сделал полукруг перед пнем со стороны открытой воды и вдруг исчез в глубине. Все происходило очень стремительно, а я так и не понял, какую цель преследовал жерех. Удара не было. Стремительно проплывая между берегом и корягой, жерех не мог схватить рыбу, так как она прижималась к пню и располагалась на расстоянии полуметра от него. И тут я увидел блестящую в лучах солнца подводную молнию. Жерех летел под водой вертикально вверх в самую гущу сгрудившейся перед пнем рыбешки. У самой поверхности он лег на бок, резко развернулся головой вниз, и из воды вылетела огромная растопыренная лопата его хвоста. Последовал двойной удар мощного хвоста по поверхности воды и большие волны на мгновенье скрыли происходящее от моего взора. Я до боли в глазах пялился в воду, стараясь отыскать взглядом жереха. Он снова появился совершенно внезапно и опять снизу, но немного сбоку от места удара. Из-за ряби на воде я не мог различить состояние оглушенной рыбешки, а жерех завертел карусель вокруг места удара в полуметре от поверхности, с каждым оборотом сжимая кольцо вращения по спирали. Он был похож на собаку, гоняющуюся за своим хвостом.
В некоторые моменты я видел его широко раскрытый рот, которым он цедил проходящую через него воду. Затем жерех нырнул и исчез с глаз. Через несколько минут немного поредевшая рыбешка успокоилась и больше ничего не напоминало о недавней атаке. Мои колени затекли на низком табурете, но я боялся шевельнуться, ожидая продолжение спектакля. Вскоре я снова увидел жереха, который полностью повторял свои начальные действия. Он все так же медленно проплывал вдоль берега, постепенно приближаясь к плавучей коряге, а затем повторил свой боевой маневр с ювелирной точностью. Было ясно, что эту столовую он изучил досконально и использовал ее на все 100. Проплывая между берегом и пнем, он выгонял рыбешку на открытую воду и тут же обогнув стайку со стороны открытой воды на некоторое время сгонял ее в плотную кучу, которую атаковал точно в центр из глубины. После удара хвостом он делал 5 – 6 быстрых оборотов по спирали, подбирая оглушенную рыбу. Только теперь мне стало окончательно ясно, почему при ловле жереха на бой нужно максимально точно попасть блесной в место удара. Жерех всегда кружит несколько раз вокруг точки атаки и у спиннингиста есть несколько секунд, чтобы успеть забросить блесну в зону удара. И чем точнее заброс, тем больше шансов поймать пожалуй самую спортивную и осторожную рыбу.
Я встал, разогнув затекшие ноги, и подумал, что все-таки народная поговорка права. Лучше один раз увидеть, чем…
Этот день я больше не считал потерянным напрасно.
Статья публиковалась в журнале "Salapin.ru Magazine" N16
Кресло Korum standart Accessory Chair