Под знаком ЛИНЯ

Starnak

Все нормальные люди проводят время в погоне за синей птицей, ну а мы – за зеленым карасем.

С прошлой осени Рустам уговаривал меня поехать в АО на весеннюю поплавочную рыбалку. Ехать я не хотел, ни разу там не был весной, а консерватизм штука такая, себя переломить на что-то новое очень тяжело. Привык ездить осенью и все тут, весной АО как будто не существует. Но все-таки звезды собрались в правильную фигуру, напоминающую рыбку, и поездка на базу «Причал Рыбака» состоялась. Скажу сразу: новых впечатлений от рыбалки за 5 дней столько, что хватит на полсезона.

ПРО ДОРОГУ

Начитавшись в инете ужастиков про кошмарное состояние дороги, были готовы ползти как улитки, но действительность, как это часто бывает, оказалась совсем другой. В общем, состояние трассы М6 из всех раз, когда я по ней ездил, наилучшее. В Волгоградской области, как обычно, дорога не ахти, но и не убита. Местами идут ремонты, они там идут всегда, насколько я помню. Даже светофоры на этих мостах поставили, которые прекрасно регулируют движение. В общем, туда добрались нормально в две руки одним днем. Зато как интересно ехать из весны в лето. Сначала одуванчики из желтых становятся белыми, потом видишь полные листы на деревьях, затем где-то под Волгоградом полетел тополиный пух. Да и степь весной это не осенью, когда она выжжена и безжизненна. Цветущий ковыль дает характерную «седину», небольшие полевые цветы тут и там – очень красиво.

А вот обратно одним днем ехать все-таки тяжело, даже вдвоем, тем более, меня Рустам завез на экскурсию по Волгограду. На будущее, лучше обратно все же идти двумя днями, так как к Москве подходишь в самое неудобное вечернее время.

ПРО РЫБАЛКУ

Рыбалка весной в Астраханской области на разливе воды действительно ни на что не похожа. В таких условиях мы обычно не ловим. Представьте себе поле, оно же не по линейке нарисовано, в нем есть углубления ямки, овражки и т.д. На это поле выходит вода, постепенно затапливая его. Места, которые пониже, в первую очередь оказываются под водой. Вода прибывает не то, что каждый день – каждую минуту. Сидишь на кресле, глядь, ноги в воде, приходится отодвигаться чуть назад и так всю рыбалку. Но мы отступаем, а не сдаемся.

Температура воды в Ахтубе +7, сильнейший поток, муть. В это же время в полоях вода прогревается до +16..+20 градусов, отстаивается и светлеет. Там жизнь, еда, тепло и комфорт, и туда заходит рыба на нерест и откорм. Ситуация непостоянна и меняется с каждым днем. Если вчера тут здорово ловилась плотва с красноперкой, завтра может ловиться линь с карасем, а послезавтра может вообще не быть никакой рыбы.

По рассказам, когда рыба по-настоящему заходит в полои, на примитивные снасти можно надергать полный садок мерного карася или, например, леща. Не знаю, очередные ли это рыбацкие байки или нет, но на нашу долю выпала довольно сложная рыбалка. Попробовав поначалу небольшой разлив около базы, быстро убедились, что кроме некрупной рыбешки там никого нет. При этом ветер нагоняет так называемую «шугу», состоящую из старых отмерших стеблей растений, травы и т.д. Условия ловли приближены к боевым. Глубина около 30 см, на дне затопленные колючки, трава, кусты, выбирай на вкус, за что зацепить снасть. При этом свежий ветерок мешает делать заброс, управлять снастью. Казалось бы, стоячая вода, а поплавок надо ставить от 8 г, иначе просто невозможно ловить. Дальше начинаются совсем уж чудеса, на одного опарыша рыба берет хуже, чем на пучок из 3-4 штук, хотя в мутной воде она, быть может, их просто лучше видит.

На следующий день решили проверить дальние полои, находящиеся в Ашулуке. Саша (директор базы) раздобыл нам из-под земли лодки, которые мы опрометчиво не заказали заранее, а база еще с апреля была плотно заполнена и лодки зарезервированы. На воде нам открылось удивительное и грандиозное зрелище. Разлившаяся Ахтуба стала похожа на Волгу, картина местности сильно изменилась. Слияние Ашулука с Ахтубой не узнать, какие-то деревья, стоящие в воде, кусты и всюду, куда ни посмотри, огромная площадь водного зеркала. Где тут летом протекает «переплюечный» по местным меркам Ашулук, без бутылки не разберешься. Но Рустам бывалый, не первый раз, уверенной рукой направляет нашу лодку к заветному полою, в котором он неплохо ловил в прошлых годах.

Тут, по крайней мере, нас не достает шуга, но при взгляде на залитое поле настроение падает. Разве может тут быть какая-то рыба? В поле вдается узкий «язык», заливший впадину, глубина чуть выше колена даже посередине. Но раскладываемся, закармливаемся и ловим. И, что самое интересное, ловится же! Причем рыбка покрупнее, чем под базой, хотя и обычная поплавочная «бель», плотва, густера и красноперка. Давненько я не ловил красноперку, до чего же красивая рыба, оливкового отлива спинка, сама рыбка точно «золотая», а плавники малиново-вишневые. Каждая такая в радость. А что за поклевки! Я таких не видел с младых лет, из-за своеобразно построенной снасти очень часто поплавок уходит вбок и под воду, эстетическое наслаждение, да и только. Один Рустам, насадивший пучок червя на достойный крючок, высидел-таки карася, что показало нам, что он тут есть, несмотря на все наши опасения. Поэтому на следующий день было решено податься сразу сюда.

Вот на следующий день мы и оторвались по полной программе. Куда-то девалась вся мелкая бель, ее как ветром сдуло. Ее место заняли хорошие товарные рыбы. И не абы какие, а линь с карасем. Карась ладно, карася я ловил и неоднократно. Но линь – это теперь рыба моей мечты. Раньше никогда не ловил эту красивую и сильную рыбу. Первая же линевая поклевка закончилась пятиминутным вываживанием. Все это время я думал, что зацепил сазанчика килишка в полтора. А тут под берегом показывается зеленый бок, причем не такой и большой. В линьке было 730 граммов, но я не знаю другой такой рыбы такого веса, которая будет так упираться. То ли это его лопатообразный хвост, то ли сильное крепкое мускулистое тело, но факт, и это ослабленная нерестовыми делами рыба. Что же она творит в полную силу летом, остается только догадываться.

Линя и карася поймали все, и Саша на пикер, и мы втроем на болонки. Рыбалка была интересной, мелочи почти не было, но и крупной рыбы было не в шесть слоев, надо было и правильно и точно кормить, и отстраивать оснастку, чтобы получить результат. Рыбе не повезло, мы кое-что знали о подобных вещах, поэтому шансов у нее не было.

На следующее утро мы, конечно, снова оказались на том же полое, но тут нас ждал сюрприз. Еще с вечера предыдущего дня задула моряна и нагнала холодной воды в полои, кроме общего остывания от ночного холода. Вода стала ледяной и поутру рыба активности не проявляла. Мы с Сашей остались караулить возможный выход рыбы, а Рустам со Стасом отправились в «кругосветное путешествие» по ближайшим полоям.

Путешествие ничем толковым не закончилось, рыбу в шесть слоев они не нашли. А у нас часам к двум дня обстановка нормализовалась, рыба то ли зашла заново, то ли оправилась от температурного шока, но начала брать. Причем, по сравнению с предыдущим днем, брали уже в основном некрупные рыбы, разбавляемые иногда долгожданными бонусами. Как раз мужики вернулись из путешествия, привезли с собой двух черепах в качестве улова. Черепаший суп решили не варить, сфоткали «трофеи» и отпустили восвояси. За оставшиеся три часа подловили килограммов 30 рыбы и рыбалку закончили.

Обратный поход на базу против моряны запомнился всем. Брызги захлестывали всю лодку, вода ледяная, ветер мало того что в морду, так еще и против него под сильным мотором по течению, в общем, радости немного. Плюс у базы нашли-таки «стоячую волну Митрохина», но мы уже знали про ее коварство, поэтому прошли ее, лишь слегка намокнув.

Ситуация менялась с каждым днем, линя с карасем становилось все меньше, а «обычной» рыбы все больше, при этом она подрастала в размерах, что радовало. В последний день для начала проверили тот разлив, что рядом с базой. А там вообще никого уже нет. Поймали за полчаса три рыбки на четверых и приняли единственно верное решение перемещаться на привычное место. А там нас уже дожидалась плотва и густера навеской 200-400 г с бонусами до полукилограмма. На пятерку болонку с тонкой леской ловить таких увесистых по нашим меркам рыбин – это простое тихое рыбацкое счастье.

Кроме этого, в последний день в обеденный перерыв нам показали, что такое ловля селедки. Селедка еще не пошла, но уже изредка попадалась. Обычная донка-резинка ставится прямо у причала, на ней крючки с белыми кембриками, вот и вся нехитрая снасть. Рыболов дергает за леску, все равно, что занимается гимнастикой, а рыба на эти болтающиеся на течении крючки вешается. Поразительно, что так вообще можно что-то поймать, но я и сам парочку зацепил, да и каждый из нас поймал. В ход, говорят, сколько крючков есть на резинке, столько селедок и достают. Добычливо, но не очень интересно, ловля больше заготовительная, чем любительская. Но сама рыба интересная, ведь мы не ловим ее практически никогда. Мне самому попадалась только случайно там же, в АО, при осенней ловле на спиннинг.

ИНСТРУКЦИЯ

Теперь, чтобы от статьи была польза в практическом плане, мои соображения по поводу подготовки к такому выезду. Потому что, сколько ни читай или слушай рассказы, только личный опыт помогает расставить все по своим местам.

ЧТО НУЖНО БРАТЬ

Поплавочную снасть в виде болонской удочки. Причем пять метров. Шестерку можно взять в запас (на рыбалке всякое бывает). Более длинное удилище будет тяжело держать в сильный ветер. Мах семерка теоретически тоже уместен, но по той же причине сильных ветров, малопригоден. Кроме того, иногда бывает нужно выполнить дальний заброс, с каждым днем дистанция ловли возрастает, пока не наберется достаточная глубина, поэтому, болонка все же предпочтительнее. Да и на пятиметровую болонку ощущения от ловли будут максимальными.

Оснастить болонку нужно леской около 0,17-0,22. Оптимум, наверное, в районе 0,19. Поясню такой выбор. Более толстая леска будет очень сильно парусить на сильнейшем ветру. Более тонкая леска просто рваться по поводу и без него. У меня была 0,17 и несколько раз были досадные обрывы основы, которая со временем повреждается от подстроек груза или поплавка, зацепов, захлестов с соседом и т.д.

Про поплавки. Потребуются поплавки от 8 до 16-20 г. Нет, я серьезно, не шучу. Стоячая вода, 30 см глубины и 20 г? Да. Чтобы пробить ветер, чтобы хоть как-то управлять снастью. Я ловил 8 г, Стас одно время на 12 г, и я видел разницу наглядно. У меня было сильное желание удвоить грузоподъемность своего поплавка, но не было такой возможности. Уже успел пополнить свой арсенал тяжелыми моделями. Рыба в тех краях непуганая, берет уверенно, можно использовать толстые антенны для лучшей видимости поплавка на больших дистанциях.

По крючкам. Необходимо взять с собой как тонкие крючки на мелкую рыбу, так и взрослые крючки из толстой проволоки (подойдут наши местные фидерные), чтобы не было досадных моментов на рыбалке, когда подойдут хорошие рыбины. Ситуация с рыбой (какая именно рыба в данный момент зашла или активна) становится понятна в первые полчаса, после чего остается выбрать правильный поводок. Мы в этот раз ловили на крючки из толстой проволоки размера 14-8, сознательно допуская сходы мелкой рыбы, при этом у барсиков с линями шансов не было.

Прикормки нужно брать много. Из расчета примерно от 5 до 10 кг на день ловли на точку. С этой точки можно ловить вдвоем, если нет ветра, то и втроем. Но ее нужно реально много, она прекрасно работает и хорошо собирает рыбу. Пойманная рыба нам неоднократно это доказывала. В качестве наживки идеально взять опарыша, нам литр опарыша хватило впритык на двух активных болонщиков, одного более спокойного и одного пикериста. Соответственно, литр на двоих упертых будет вполне нормально.

Про одежду. Во-первых, необходима защита от солнца. Это или шляпа с полями, или капюшон на одежде, защитные перчатки (хотя бы взять строительные х/б). Защитный крем от загара и крем от ожогов не будут лишними в рюкзаке. Обязательно нужны сапоги, хотя бы до колена, потому что вода мелкая, а в воду приходится то и дело заходить. Бывает, оснастка зацепляется и ее приходится спасать, сильнейший ветер иногда загоняет в воду, чтобы сократить расстояние до точки ловли. Да и чтобы просто причалить лодку, приходится спрыгивать в воду. Хотя днем, когда вода прогревается, можно уже и босиком, в сапогах становится тяжело.

Из верхней одежды надо взять ветрозащитную куртку, потому что с утра под мотором холодным с ночи воздухом продувает очень сильно, да и с утра при сильном ветре на воде прохладно. Меня сильно выручила новая маверовская мембранная куртка, ветер в лодке вообще не чувствовал, да и на месте, пока уж солнце не начнет совсем сильно печь, тоже комфортно.

Кроме всего прочего, на базе необходимо заказать лодку, иначе ваши шансы на улов очень сильно падают, так как даже на машине есть проезд далеко не ко всем интересным точкам, ну а без нее просто останется одна-единственная точка, которая не факт что будет работать, у нас, например, она в последний день отключилась полностью.

ЧТО НЕ НУЖНО БРАТЬ

Не потребуются фидерные снасти (впрочем, Саша, наверное, со мной не согласится, но и он должен будет признать, что эффективность у донных снастей в таких условиях никудышная). Единственная донная снасть, которая отличается работоспособностью в этих условиях – резинка, но это не наш метод.

Также дома остаются спиннинговые снасти, ловить ими негде и некого. Да и не хочется, есть же для этого лето и осень, а когда еще натаскаешься на короткую болонку хорошей бели.

Не потребуются репелленты против гнуса – его просто нет, ни комаров, ни мошки. Мошку мы видели только в Михайловке на обратной дороге, когда мед покупали. Уже начала вылетать.

Можете оставить дома килограммы червя. Хотя, несколько банок дендробены взять не повредит, так как иногда более крупной рыбе хочется бутербродиком из червя с опарышем закусить. Миф о том, что червь работает, при этом опарыша рыба игнорирует, понятное дело, разбился вдребезги, опарыша едва хватило, в самом конце рыбалки подсаживали кормового. Опарыш гораздо «технологичнее» червя, его проще довезти, сохранить, насадить.

ОТДЫХ

В статье не передашь атмосферу, царившую на отдыхе. Не покривлю душой, если скажу, что за пять дней отдохнул как за месяц. Постоянные шуточки-прибауточки, подколки, всякие рыбацкие хохмы. Чего только стоят три вида плотвы. Одна плотва как плотва, к которой мы все привыкли. Ее мы называли «Маринкой», почему, нуууу, как сказала дочка Арнольда в фильме «Коммандо»: «Папа, тебе лучше не знать некоторых вещей» на его вопрос, из чего сделан бутерброд.

Местный подвид с желтыми глазами вслед за всеми мы называли воблой, ну а еще попадалась совсем светлая, с белыми глазами, как будто черно-белая версия плотвы. Ее звали КУТУМ или ВЫРЕЗУБ, хотя, понятно, ни к той, ни к другой рыбе она никакого отношения не имеет. Но вы просто представьте себе Сашу, который подходит к нам со Стасом и спрашивает, что это за рыба? В ответ – КУТУМ! «А по-русски?» – справедливо чует подвох Саша. «Да ВЫРЕЗУБ», после чего все трое падают на еще не залитую водой степную траву и ржут аки местные кони, которые, кстати, в первый-то день над нами сильно ржали, а вот потом быстро поняли, с кем имеют дело.

Запутанные снасти назывались ни много ни мало, «паук Замматаро», а линь, как самая главная рыба выезда, имел множество названий, и зеленый карась, и зеленый берет, зелебоб, халк и даже шрек. Уверен, что на бумаге читателям это покажется идиотскими бреднями съехавших с катушек, но на отдыхе без веселья никуда, иначе это не отдых.

В качестве хорошей традиции в конце статьи приведу коронные фразы выезда

• Скользкий как линь

• Зеленый карась, зеленый берет, зелебоб, халк, шрек

• Паук Замматаро

• Маринка, вобла и КУТУМ (ака ВЫРЕЗУБ)

• Фрикасе из полевых крыс

• Стоячая волна Митрохина

• Зеленая прикормка на зеленую рыбу

• Активатор клева "УПОРОЛ"

• Опять скрипит потертое седло

P.S. Выражаю благодарность ТМ «GreenFishing» за предоставленные прикормки и ароматизаторы, а также ТЦ «Сабанеев» за прикормку и опарыша, как насадочного, так и разноцветного прикормочного.