РЫБАЛКА - ОБРАЗ ЖИЗНИ
 
Лунный календарь
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Один цикл из жизни мотыля

Egor

Узнав повадки главной насадки, можно добиться большего в уловах

Давно известно, что мелкий и крупный мотыль являются самыми универсальными и эффективными прикормками и насадками. Но что мы знаем об их жизни? Как эти знания можно применить с пользой для рыбалки?

Начнем с мелкого, или как его называют рыбаки – кормового мотыля. Именно из этих мелких личинок выводятся кусающиеся комары, которые так донимают рыбака, начиная с весны и заканчивая глубокой осенью. Водятся они практически в любом сыром месте, включая придорожны канавы, долго не просыхающие лужи, болота и другие мелкие и глубокие водоемы. Чем мельче водоем, тем быстрее личинка готова превратиться в зловредного кровососа. Вылупившиеся из личинок комары играют свадьбу, и самки откладывают новые яйца во все сырые места, где только можно. Комары умудряются выводиться даже в бытовых кондиционерах, если только там им хватает влаги. В общем, это самые неприхотливые к условиям размножения насекомые. Цикл жизни личинки в воде довольно короткий, поэтому размножение и вылет комаров продолжается в течение всего теплого времени года, а комары не исчезают почти до заморозков.

Крупный мотыль, который чаще применятся в качестве насадки, имеет другой, более длинный цикл жизни с момента появления личинки на свет и до следующего зарождения личинки. В отличие от мелкого, крупный мотыль превращается в комаров, которые не кусают. Они заметно больше по размеру, чем кровососы, с телом не менее 10 мм в длину, слегка зеленоватого цвета и не имеют сосущего жала. В Подмосковных водоемах этот крупный комар начинает выводиться с первой декады июля, когда вода в водохранилищах и водоемах хорошо прогреется и начинает зацветать. Созревшая к вылету личинка начинает утолщаться в головке, темнеет и принимает вид запятой. Этот цикл можно легко воссоздать и наблюдать в домашнем аквариуме, если только рыбки не успеют его съесть. Иногда летом в продаже появляется такой мотыль, у которого головки потемнели и немного как бы разбухли. Значит, этот мотыль созрел для вылета.

Созревшие личинки, двигаясь в воде наподобие морского конька, поднимаются на поверхность. Тело личинок как мелкого, так и крупного мотыля покрыто жировым слоем, поэтому, достигнув поверхности, личинка выбрасывается на воду и уже никогда не сможет снова нырнуть под воду. Она просто обречена на вылупление из нее комара. На поверхности воды оболочка личинки дозревает некоторое время, затем лопается вдоль тельца, и у свежевылупившегося комара появляется плот, сидя на котором он обсыхает, расправляет крылья и тренирует их перед взлетом, наподобие птенца в гнезде перед вылетом. Набравшись сил и периодически садясь на воду для отдыха, комар летит к берегу, где его ждет легкая еда и любовные страсти. Вылет продолжается круглые сутки. Утром часто можно наблюдать, как борта стоящей у берега лодки сплошь покрыты зеленоватой, копошащейся массой севших отдыхать комаров. Вокруг лодки вода кипит от уклейки, которая, прыгая из воды, сбивает севших комаров и усердно лакомится ими. Ночью из-за влажного воздуха комару довольно трудно летать, поэтому он добирается к берегу долго и с частыми отдыхами. Зато с первыми лучами солнца начинается столпотворение. Согревшись, комары немедленно поднимаются в воздух.

Ночуя в палатке на берегу, прозевать рассвет практически невозможно. В воздухе постепенно нарастает сильный гул от мириад насекомых и создается впечатление, что над палаткой завис небольшой самолет. Живет этот комар недолго, играет свадьбу, и беременные самки летят на открытую воду откладывать яйца. По мере созревания яиц брюшко комара круглеет, он тяжелеет и наступает момент, когда силы покидают насекомое. Комар камнем падает на поверхность воды. От удара его брюшко лопается снизу, и из него вываливаются микроскопические яйца, из которых довольно быстро, в течение месяца, вырастают новые крупные личинки мотыля. После падения комара на воду под ним образуется небольшое мутное облачко, как будто в воду капнули маленькую каплю молока. Это и есть яйца будущих личинок. Сидя в лодке на открытой воде Можайского водохранилища я наблюдал процесс как вылета комара, так и его последние минуты жизни. После взлета на воде остаются пустые оболочки бывших личинок, а после сброса яиц на воде остаются трупики бывших новобрачных. Комары падают в воду по всей поверхности водоема, равномерно заселяя его дно будущими личинками крупного мотыля. На мелководье, где вода прогревается раньше, этот комар вылетает в первую очередь, а по мере прогрева воды в более глубоких местах идет вылет следующей волны. Таким образом, вылет комара продолжается почти месяц, внося серьезные коррективы в способы ловли многих рыб. В зависимости от погоды с наступление первого августовского похолодания вылет заканчивается. В период активного вылета этого комара наступают затруднения с приобретением мотыля для рыбалки на рынке живых кормов. 

По мере приближения осени уровень воды в Подмосковных водохранилищах сбрасывают, оголяя мели, где поселились личинки мотыля. К сожалению, личинки не умеют плавать, чтобы успеть покинуть опасную зону осушения. Без воды личинки гибнут, издавая приторный и не очень приятный запах по всем отмелям. Наступает еще один этап пиршества для пролетных птиц. Стаи куликов, чибисов, трясогузок и других мелких птиц оккупируют мели, выдергивая из мокрого ила живых и не очень личинок. Этот отличный питательный корм значительно прибавит сил перелетным птицам и сохранит их бодрость в дальней дороге на юг. 

В период вылета комара наступает настоящий пир как для насекомоядных птиц, так и для рыб всех пород. Вся белая рыба любых размеров начинает усиленно кормиться самой питательной едой. Крупный, средний и мелкий лещ собирается в большие стаи и сосет с поверхности все, что на ней находится. Он втягивает ртом поверхностный слой воды и заглатывает как шкурки бывших личинок и трупики отметавших комаров, так и еще не успевших взлететь свежевылупившихся комаров. Ловить леща со дна на любую насадку в такое время года бесполезно. Он может опуститься на дно только ночью, но и это не гарантирует уловов, так как лещ сыт по горло дневной трапезой. Хищник тоже меняет свою тактику охоты и неотступно следует под кормящейся стаей леща, карауля зазевавшуюся рыбу подходящего размера. Ловить хищника лучше большими колеблющимися блеснами прямо под стаей, или рядом с ней. При этом глубина и рельеф дна не имеют никакого значения. Поклевки следуют на глубине проводки в 1,5 – 2 м под стаей. Ловится крупная щука и судак. Мелочь так же наслаждается пиршеством, но у берега, или на мелководье. Здесь присутствуют все представители рыбного царства от уклейки до мелких щурят, судачков, окуньков, голавликов, подъязков и т.п. Наступает пир и для крупных хищных птиц, которым стало легко выдергивать подлещиков и даже крупных лещей из воды, пока они кормятся у поверхности и потеряли бдительность от обжорства. За три-четыре недели, пока идет вылет этого комара, все рыбы нагуливают жировые запасы на зиму, и в дальнейшем их клев заметно ослабевает, особенно у белой рыбы.

Жизнь личинки на дне водоема до следующего лета скучна и однообразна. Большую часть времени личинка проводит, чуть зарывшись в поверхностный слой ила. Между тем она часто выходит «погулять». Высунув из ила головку на половину длины своего тельца и зацепившись там своим, специально для этого раздвоенным хвостиком, личинка постоянно совершает волнообразные движения, наподобие синусоиды, собирая ротиком плавающие в воде взвеси. Так она кормится, двигается и растет. Эти колебания легко улавливает вся рыба, которая питается мотылем. Лещ наклоняется над дном, набирает ртом поверхностный ил в точке обнаруженных колебаний и, выпрямившись, выплевывает его вверх вместе с мотылем, а затем подбирает шевелящихся личинок, пока они еще не успели опуститься на дно. Именно поэтому поклевки леща всегда сопровождаются подъемом поплавка, или сторожка. Плотва, наоборот, наметив жертву и схватив ее ртом, резким движением тела выдергивает личинку из ила, а поклевки плотвы более резкие и быстрые. Вот почему прикормка живым мотылем более эффективна. Колебания копошащегося мотыля и исходящий от него запах не оставят проплывающего вблизи леща, или плотву равнодушными. Особенно это актуально зимой. Многие рыбаки считают, что слишком резвый мелкий кормовой мотыль, зарывшись в ил, не выполнит своего предназначения. Это большая ошибка. Сброшенный из кормушки на расстоянии от 0,5 до 1 м над дном мотыль равномерно распределится по дну. Часть его будет шевелиться на поверхности и будет быстро съедена, а часть будет фонить в верхнем слое ила, создавая лакомую шумовую зону. Такая прикормка будет работать намного дольше и не потребует частого докармливания. 

Как правило, мотыля насаживают на крючок за головку. Так уж заведено у всех рыбаков. Это нормально, но только в случае активного клева, или при насадке личинок пучком. При капризном клеве, когда точно известно, что рыба на прикормке стоит, но не клюет, нужно изменить способ насадки мотыля. Для этого применяются самые тонкие крючки или мормышки с тонкими крючками и подпиленными бородками. Чем меньше бородка крючка, тем меньшую травму нанесет крючок мотылю при насадке его в районе хвостика. Крючок нужно ввести в тело мотыля, но не насквозь, а так, чтобы жало крючка осталось в прозрачном теле личинки. Единственный прокол будет «заткнут» крючком и личинка останется живой некоторое время, так как её головка останется не травмированной. Несколько минут личинка будет живой и подвижной, что не настораживает рыбу и намного повышает шанс ее поимки. Опять-таки этот способ более пригоден для зимы при ловле со льда на поплавочную удочку, или на мормышку. Играть такой насадкой не нужно. Игру заменит естественно шевелящийся на дне мотыль.

Узнав биографию мотыля, можно более творчески подойти к организации рыболовного процесса в разное время года, способов прикармливания и использования его в качестве насадки.

Статья публиковалась в журнале "Salapin.ru Magazine" N9

Теги: наживка
 
Зарегистрируйтесь или войдите под своим именем, чтобы прокомментировать

 
К началу
к началу