Родина-мать зовет под Астрахань

FeD

Впечатления от самой главной рыбалки в жизни

Как вообще стала возможной эта поездка? Первое – это огромное желание, которое уже давно было и искало возможность воплотиться в реальность. Не секрет, что каждый рыбак наслышан о рыболовном рае – дельте Волги, и, если не мечтает, то в тайне надеется хотя бы раз попробовать порыбачить там. Ну а толчком ко всем произошедшим событиям стал один разговор по Скайпу. Общались мы как-то с Дмитрием Салапиным, и я его стал расспрашивать по этой теме. Он сказал, что собирается ехать туда снова – осенью. И что ищет напарника для поездки. Я сказал, что подумаю, на что получил решительный ответ – надо не думать, а ехать!

ДОРОГА: С УГОЛЬКОМ…

Разговор происходил в середине июля, а поездка планировалась на вторую половину сентября. Так что было время уладить все формальности, спокойно спланировать отпуска, купить билеты и собрать вещи.

И вот подходит отправная точка. 17 сентября в пятницу вечером я сажусь на поезд до Москвы. В голове куча мыслей в предвкушении того, что ждет нас впереди. По-моему, в эту ночь заснуть так и не удалось. Прибываю на Ленинградский вокзал в пол-6 утра, отзваниваюсь, что я на месте. Дмитрий объясняет, где он меня ждет. Через 3 минуты мы встретились. Едем домой отсыпаться и собирать вещи. Поезд на Астрахать только вечером.

Дома нас встретила Димина жена Наталья. Накормила завтраком и предложила поспать – все-таки было еще очень рано. Я после бессонной ночи отключился и проспал до часу дня. Когда встал, Дмитрий уже собирал снасти в своей комнате. Я после чашки чая присоединился к нему, и мы по ходу сборов перетрясли несколько удочек, которые он собирался везти с собой на тестирование. Это были в основном фидеры SABANEEV FOTON и FOTON PRO, а также спиннинги SABANEEV TENZOR и COLMIC LARIS. Но о снастях позже.

К вечеру вещи удалось-таки собрать. Их набралось достаточно много, поэтому выносили их в два захода. К счастью, родственники отвезли нас на вокзал, и мы без особых проблем погрузились в поезд.

Конечно же, вагон нам достался старого образца. Немудрено, ведь билеты со скидкой. Вот и получите. Никаких тебе биотуалетов, кондеев и прочих удобств. Хотя, мне кажется, полки, на которых проводишь всю дорогу в поезде, они и в Африке полки. Что в новых вагонах, что в старых – без разницы. Правда, проводница сказала, что кондиционер в вагоне есть, но так как уже настало холодное время года (по чьей-то команде, видимо), из него вынуты предохранители и он не работает. Отдельная история – это нагреватель воды. Краем глаза мы заметили, что он реально топится углем! Под ним проводница на наших глазах открывала заслонку, наподобие как в русской печке, и оттуда был виден открытый огонь.

Стоит сказать, что в целом доехали нормально. Ночь, день, и еще ночь в поезде. По пути проехали много городов, однако в основном посмотреть было не на что. Со станций ничего интересного видно не было. Отдельно стоит сказать только про Волгоград. Во-первых, поезд проходит прямо под Мамаевым курганом, на вершине которого расположена статуя “Родина-мать зовет”. Зрелище впечатляющее! И второе – это сам железнодорожный вокзал в Волгограде. Огромное здание старой архитектуры. Ну и как не сказать про Волгу. Поезд проходил прямо по плотине ГЭС. Тут тебе и сама река, шириной, наверное, с километр, и шлюзы для судов, и плотинный цех. В общем, впечатления остались.

В Астрахань приехали рано утром. Нас встретила «Газель», на которой приехали наш егерь Сагин и водитель. Если бы машина была поменьше, мы рисковали не погрузиться. По пути на выезде из Астрахани купили арбузов, и двинули в конечную точку – на берег реки  Бузан. Проехать оставалось еще 70 километров.

Местность очень отличается от нашей. Вокруг степь. Все сухое. Трава длиной как на футбольном поле, но оттенком желтее. Только по берегам рек растут кусты и деревья. А рек там реально много. Некоторые к концу лета уже пересохли. Через крупные переезжали сначала по мосту, потом  на пароме, а после – через понтонную переправу.

И вот мы на месте. Домик на краю деревни. 3 комнаты, одна из которых досталась мне. Кухня, разделенная на две зоны. В доме есть телик, кондиционер, холодильник, газовая плита. Огромный морозильник. Во дворе коптильни, беседка, мангал. Пройдя 50 метров от дома попадаешь на деревянный причал, к которому привязана «казанка» с мотором... В общем, все, что надо для отдыха и рыбалки. Ну а вид с высокого берега реки открывается потрясающий!

Уже накрыт стол. Завтракаем, переодеваемся, достаем из чехлов спиннинги... Садимся в лодку – я, Дмитрий и Сагин, и едем рыбачить на первую точку. Для начала – за жерехом...

ЖЕРЕХ: НЕ В ЭТОТ РАЗ?

Вообще я был настроен так, что мы едем именно за жерехом. Поэтому дома были закуплены с запасом кастмастеры разных весов. Спиннингом я решил обойтись своим, и какой-то специальной снасти покупать под это дело не стал. Как оказалось, мой BLACK HOLE RIVER HUNTER 260/7-30 вкупе со шнуром WHIPLASH 0,06 довольно далеко может закинуть 21 граммовый кастмастер. Рыбачили в основном на зорях, когда еще не было сильного ветра. Поэтому более тяжелых весов не потребовалось.

В отличие от меня, Дмитрий привез настоящую жереховую снасть – спиннинг SABANEEV FOTON JIG 330/20-50 и катуху FUJITSU 4000 со шнуром разрывной нагрузкой в 20 кг. Его снасть кидала ощутимо дальше, несмотря на мощную плетенку (для своего теста довольно тонкую). Но, по большому счету, все уловистые точки были доступны и обычным спиннингом.

По жереху основной вывод такой – нам не очень повезло по времени. Не было знаменитых котлов, а лишь одиночный жерех, которого удавалось поймать кому-то одному в одном конкретном месте. Это, если не считать недомерков, которые худо-бедно были активны и ловились-отпускались по несколько штук за рыбалку.

Несмотря на плохой клёв, повезло нам всем. Я поставил себе планку в 2,120 кг. Жерешиный удар – вещь очень яркая. Ни одна другая рыба так не клюёт. Сопротивляется жерех тоже хорошо. Правда, побившись после подсечки, я чуть не испугался, что уже его упустил. Но меня сразу успокоили – это нормальное явление. Жерех пошел на лодку, и всё самое интересное было еще впереди. Под лодкой действительно началась настоящая борьба с рыбой. Пришлось и спиннинг в воду кончиком опускать, и фрикционом играться. Но трофей в итоге был заведен в подсак. Для меня это был первый и последний достойный жерех в этот выезд.

Дмитрию тоже не сильно повезло. В прошлый раз он отловил белого красавца на 4,6 кг, поэтому сейчас рыбины под 2 кг уже не казались такими уж серьезными трофеями. По-моему он поймал тоже лишь одного крупного жереха (около 2кг), и пару штук поменьше (в районе кило-полутора).

Больше всех повезло нашему егерю Сагину. Ультралайтровым спиннингом на вертушку он взял жереха, вдумайтесь… на 4,2 кг! Конечно, вываживание проходило довольно долго, но тут помог прочный шнур. Удилище приходилось вертеть под всеми возможными углами к воде, и тут немаловажную роль сыграла небольшая длина ультралайтовой палки. С жерехом спиннинг справился, а Сагин, показалось, еще какое-то время не мог прийти в себя после поимки трофея. Такая рыба на такую снасть – это то еще удовольствие!

Конечно же, все достойные жерехи были запечатлены на фото.

СОМ: НЕЖДАННЫЙ РЕКОРД

Поняв, что по жереху ловить особо нечего, стали по утрам упираться в ловлю усатого хищника. Вообще у нас сам собой установился следующий режим дня. Утром с рассветом выезжаем на лодке – за сомом. Если сома половить не получилось, то на этот случай брали в лодку спиннинги – поджиговать на обратном пути. После обеда днем выходили на берег у дома для ловли фидерами. А вечером, когда стихал ветер, снова садились в лодку и ехали на спиннинговую рыбалку.

У Дмитрия с сомом были свои счеты. В прошлый выезд его напарник выловил экземпляр на 9,8 кг, а ему самому покорилась рыбина лишь за 6 килограмм.

Сагин нам сказал, что ловля сома требует серьезного подхода. Поэтому готовились к рыбалке, как правило, с вечера. Первым делом нужно было добыть насадку – лягушек. Этот еще тот процесс. Казалось бы, их на берегу реки немеряное количество. Но на деле их оказалось не так просто поймать. Идешь в темноте с фонарем, осматриваешь прибрежную полосу. Лягушек видно по блестящим глазам. Больше половины – не подходят. Слишком крупные. Остальных же нужно еще умудриться поймать. Худо-бедно, с помощью подсачека и перчаток лягушек набрать удавалось столько, сколько требовалось. Но с каждым днем пройти приходилось все более дальнее расстояние вдоль берега.

Снасти вязали тоже с вечера. На первый день я испробовал в деле свой фидер Yoshino G-FEEDER POWER 360/100. Катушка с монолеской 0,45. Оснастка патерностер на мощном тройном вертлюге. Крючки покупал Дмитрий. Не дорогие, но и их было достаточно. Размер примерно 1/0.

В первый выезд поймали в районе десятка сомиков. Я вывел парочку за 1,5 кг. И еще 2-3 совсем уж мелких. Сом мало бьется, но упирается очень хорошо. Поэтому, пока поднимаешь рыбу с глубины, кажется, что она куда крупнее. Дмитрий в тот день, похоже, вывел экземпляр под трешку. А наш егерь сома не ловил. Не любит он эту рыбу. Не ест её. Но так и не рассказал нам, почему.

Надо сказать, что рыба-сом – очень вкусная! В копченом виде это, наверное, лучшее, из того, что мы ловили. А шашлык из сома это вообще отдельная тема!

На второй день клев продолжился. Я вообще считал, что выезд за сомом – это в лучшем случае одна рыба за рыбалку. А тут такой, можно сказать, бешеный клев! Свой фидер я обрыбил и зачехлил, и настала очередь тестировать фидер COLMIC LAREDO 360/80-180 (Дмитрию одному было не управиться со всеми набранными в поездку снастями, поэтому что-то перепало и мне). Это очень мощная, жесткая удочка из высокого качества угля – типичный речной фидер.

Первой отловленной рыбой был небольшой сомик под 2 кг. Но в тот день мне повезло – представился шанс побороться с действительно серьезным соперником! Сначала я ничего не понял, и подумал, что клюнул рядовой сом. Но потом стало ясно, что рыбу мне не то что не выкачать, её сложно оторвать от дна. Надо мной стали прикалываться – щас достанешь сомика небольшого, соседи смеяться будут – чего так долго возился! Фидер, несмотря на всю его жесткость, гнулся в дугу, а рыбу я под песни фрикциона постепенно, метр за метром подтягивал к лодке.

Когда из воды показалось это чудище, все выдохнули. Трофей и правда, серьезный. Хотя все это давно и так поняли. Я забрался на нос лодки, а наш егерь уже дежурил с багром на корме. Сома я с помощью мощного удилища завернул как хотел, а удар багра был точен. И вот уже фото в лодке с трофеем и взвешивание, которое показало в этом соме 10,600 кг. Я поставил свой личный рекорд, а сом оказался самой крупной рыбой всего выезда.

Сагин сказал, что такие рыбы ловятся раз за выезд. После мы еще 2 раза приезжали по утрам на сомовью яму. Но поймать что-то близкое по размерам к этому сому так никому больше и не удалось.

Я попробовал в деле еще один фидер – SABANEEV FOTON 420/180. А также свой спиннинг BLACK HOLE. Надо сказать, что коротким удилищем, конечно, проще управляться в лодке, но там, где мы ловили, на дне очень крутая бровка. И нормально ловить получалось только длинным фидером, который позволял проскочить её, выматывая снасть.

Вообще, на ту неделю, пока мы там были, пришелся слом погоды. Говорят, дождь в тех краях идет пол раза за все лето. А тут на наше присутствие выпал один дождливый день, после которого сломало погоду, и с +30 днем температура опустилась градусов до 22-23. При этом полностью развернуло ветер. Все это также сказалось на клеве сома (и не только). Поскольку в последние два выезда ловилось его все меньше и меньше.

Но и это еще не все. Сома мне еще удалось поймать джигом! Момент пришелся на тест-драйв спиннинга COLMIC LARIS MH 270/20-50. На катушке шнур, спиннинг звонкий, легкий. Типично джиговый. Вот тут тоже ощущений было море. Спиннинг, несмотря на всю свою жесткость, гнулся чуть ли не в кольцо. Я вообще сначала думал, что тащу крупную щуку, но на поверхности показался именно сом. Который при взвешивании показал чуть больше 3 кг. Думаю, что по ощущениям, этот момент практически сопоставим с поимкой моего рекордного сома.

Вот так, собираясь в поездку, о соме не думал вообще, но получилось так, что сом стал рыбой выезда.

ОКУНЬ: В ИЗБЫТКЕ, НО МЕЛОК

Ни одна рыбалка не обходилась без поимки окуня. Этого полосатого друга было везде в избытке. Ловился он в основном в котлах, где кружили чайки (на жереховых точках). Причем ловился на тот же кастмастер. Только проводку надо было делать либо медленной, либо с паузами.

Поставив выше приманки обманку, можно было ловить по 2 окуня за проводку. А если обманок будет несколько, то рискуешь вообще словить сразу несколько рыбин. Я провел такой эксперимент, вытащив 3 окуня за проводку, и подобную снасть убрал подальше. Куда интересней было ловить окуня поппером! Тут все точно так же, как и у нас. Видишь, где он играет, и проводишь поппер по этому месту. Поклевок будет хоть отбавляй.

Попадался окунь и на джиг. Обычный классический джиг. Без всяких отводных и прочих поводков. Только кидать нужно было туда, где мелко, а не в яму.

И еще окунь у меня неплохо отзывался на воблерок Salmo Hornett. Медленная проводка вдоль прибрежных зарослей, и окунь почти с каждой проводки – твой.

Одно только немного огорчило. Размер окуня – откровенно мелкий. Достойных экземпляров поймано не было. Даже близко к полкило не попалось ни одного полосатого.

ЩУКА: БЫЛО БЫ ЖЕЛАНИЕ

Со щукой дела обстояли хорошо. Ловилась она джигом, на свалах в ямы и русловых бровках. Размер, конечно, был так себе (самая крупная 1,800кг), но зато их можно было обловиться на каждой точке. Да и рыбы меньше 1 кг почти не попадалось. Когда упирались в щуку, меньше десятка с выезда не привозили.

Попробовал я половить щуку и любимым способом – на поппер. Конечно, это была некрупная травянка, но взять пару щучек и увидеть её выходы удалось! В общем, щукой тоже наловились. Хотя я считал, что там должны быть и трофейные рыбины. Но Сагин сказал, крупная щука в этих краях редкость, и её можно поймать только поздней осенью с русла реки.

СУДАК: МАЛОВАТО!

Больше всего удивило, что по судаку картина была абсолютно такой же, как у нас на Волхове. Первого судачка я поймал, опустившись до ловли на отводной! И то, это был малек граммов 200 весом.

Правда, в последние дни судака найти все-таки удалось. Или это он с похолоданием активизировался. Но это по-прежнему были рыбы до 1 кг. Ловился он на свалах в ямы, на зорях и по 3-4 штуки с одной точки. Этих точек мы нашли всего две. Так что, считайте, сколько судаков мы поймали…

САЗАН: ФИДЕР РУЛИТ

Ловля сазана – это отдельная история. Тут все не так просто, как с хищником. Чтобы поймать сазана, его нужно было для начала выкормить. Для этого аж из Москвы везли пакет кукурузы. Потом делали из неё сазанью прикормку. И каждый день, методично утром днем и вечером закармливали шарами место около дома. Кукуруза именно жесткая. Её не может сразу съесть густера. А вот от обычной консервированной бывало ничего не оставалось на крючке за то время, пока оснастка доходила до дна. Если закинул и не клюет – верный признак, что на крючке все съедено. Вообще, обо всей ловле сазана мы сняли мини-фильм, который Дмитрий когда-нибудь смонтирует и разместит у себя на сайте (уже! – ред.).

Место ловли – прямо у домика, довольно интересное. Уровень воды в реке был таков, что прямо у нас под ногами была крутая бровка, уходящая отвесной стеной на глубину 4 метра. А дальше дно плавно уходило до 11 метров. Эти данные нам были изначально известны, поэтому шары прикормки кидали с расчетом, что они лягут на самую глубину в конец свала. А забросы туда мы будем делать маятниковые, без всяких клипсований шнура резинкой. Снасть – 1-унцовый грузик и поводок. Всё просто донельзя.

В первый вечер рыбы не поймали. Ну как, поймать-то поймали, но это была густера. А вот на второй день – уже была надежда на что-то посерьезней. И первый сазанчик не заставил себя ждать.

Пришли мы на берег, закинули фидеры. И Дмитрий ушел еще за чем-то в дом. А я только присел, как тут же мощная поклевка, и на том конце снасти упирается достойная рыбина! Впрочем, вывел я её без проблем, как обычного мстинского леща. Но это был сазанчик! Потом мы его взвесили – около 1,5 кил. И, конечно же, запечатлели меня с моим первым в жизни сазаном на фото.

А дальше было интереснее! За первый день поймали по 6 рыбин от 500 г до 1,5 кг. А во второй я первым же забросом на жесткую кукурузу я снова ловлю сазана. Подсекаю, думаю, что это такой же экземпляр, как клевали вчера… И тут рыбина как даст вдоль берега! Хорошо фрикцион успел отпустить… Вот тут это никакой уже не лещ. Он и близко не стоял. И фидер уже был из тестируемых, SABANEEV FOTON 330/60. Остроты ощущений снасть добавила.

Как оказалось, я побил свой, казалось бы, вечный, рекорд по рыбе. Сазан потянул на 2,7 кг. А планка у меня еще с незапамятных времен держалась на щуке в 2,5 кг. Такой новый рекорд мы посчитали несерьезным – что такое 200-граммовая прибавка?! К счастью, впереди меня еще ждал сом, о котором уже было сказано выше…

Так вот, этот сазан стал самым крупным за выезд. В тот день мы еще неплохо подловились, а потом настал тот пресловутый слом погоды. И сазанье стало ловиться хуже. К концу выезда сазанчик снова расклевался, но нашу точку оккупировали «мальки» до полкило весом. Но всё-таки я взял на последок полторашничка, да еще на суперудочку SABANEEV FOTON PRO 300 ML!

В общем, как сказал Дмитрий, сазана можно ловить больше и крупнее. Но надо было заниматься этим плотнее. И прикормки везти в разы больше! Мы же ловили сазана, так сказать, «между делом». Отдыхая в дневное время между выездами на лодке за хищником.

ГУСТЕРА: БЫЛИ БЫ МЕШКИ

О ней нельзя не сказать. Если вам кажется, что она хорошо ловится и у вас дома, это еще не значит, что она действительно у вас хорошо ловится. На Бузане густера – это натуральная пиранья! Надо только с размером крючка не сильно усердствовать (я ловил 12-м, хотя можно специально на неё ставить чуть меньше), и тогда вся она – ваша. 1-2 кукурузины (из банки) – и поклевка обеспечена.

В последний день мы решили не оставлять на голодное существование местных собак и котов, и стали методично набивать густерой железный садок. Причем делали это лучшими снастями из имеющихся – Sabaneev Foton Pro.

Самое интересное по густере начинается с заходом солнца. На крючок начинает попадаться рыба по 200-500 г, вообще без мелочи. На легкий фидер такая ловля – сплошное удовольствие. Садок мы забили доверху, даже пришлось отсыпать немного в другой. Взвесив все это дело, оказалось, что наловили густеры за 20 кг!

Попутно поймалось несколько красноперок, окуньков, даже одна щучка. А маленьких сазанчиков мы отпускали – с ними мы еще встретимся, когда подрастут!

ЭПИЛОГ: НЕДЕЛЯ КАК ОДИН ДЕНЬ…

Перед глазами еще стоит берег реки Бузан, с видом на вышки ЛЭП, которые, как мне кажется, очень удачно вписываются в пейзаж. И даже добавляют в него что-то особенное.

Вспоминаются рассветы и закаты, с яркими красками солнца. Бурлящая вода на ямах и перекатах. Коса с бьющими окунями и жерехами. И яркая полная луна над рекой.

Еще свежи воспоминания от борьбы с рыбой, дрожь в руках после борьбы с все более и более достойными соперниками на том конце снасти…

А сом за десятку – такое не забудешь никогда!

Наталье и Дмитрию – спасибо, за то что взяли в поездку. Спасибо работникам базы – и за доброжелательное отношение, и за то, что поездка действительно была сплошным отдыхом, ведь нам не нужно было ни о чем заботиться. Ну а Сагин составлял нам веселую компанию на рыбалке, а его рассказы еще долго будут вспоминаться с доброй улыбкой.

Хочется надеяться, что этот выезд будет не последним. И когда-нибудь удастся вернуться на берег реки Бузан. А Сагин еще нас свозит на таку-ую рыбалку…