РЫБАЛКА - ОБРАЗ ЖИЗНИ
 
Лунный календарь
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Фидерные кормушки - варианты совершенствования

Арчилыч

Дата записи в блоге: 18.07.2018
Дата добавления записи в блоге: 19.07.2018

Текст
Дневник
Координаты
Видео
Трофеи

                                                                                Игорь Плиев (aka Арчилыч)

 

Фидерные кормушки - варианты совершенствования

Речь пойдет о фидерных кормушках с грузами в виде прямоугольного параллелепипеда, которые расположены под контейнером (клеткой) различного исполнения (рисунок 1). Груза, по своей длине, могут быть равны длине клетки или быть меньше ее.

 

 

Проведя замеры длины водила и высоты его расположения по высоте относительно нижней плоскости груза у имеющихся в моем арсенале кормушек, получил следующие результаты: длина водила Lв = 5 мм - 30 мм; высота расположения водила hв = 2 мм - 10 мм. Водила кормушек с пластиковыми контейнерами, как правило, неподвижные (жесткие), не сгибающиеся. Наибольшая длина оказалась именно у таких водил.

В моих прежних статьях [2, 4] было сказано, что для улучшения сцепных свойств за счет увеличения давления на грунт дна и возможностей его нагребания при небольших перемещениях, груз кормушки желательно иметь шириной 12-20 мм с прямыми незакругленными ребрами в передней части.

Рассмотрим, что будет происходить с давлением кормушки на грунт при изменении высоты расположения водила и его длины.

Для понимания вопроса рассмотрим еще раз силы, действующие на кормушку с неподвижным водилом, и ее геометрические размеры.

 

 

Обозначения:

Gк = Gко + Gкорм – сила тяжести кормушки с кормом, г;

Gко = Gг + Gкл, сила тяжести кормушки без корма, г;

Gкл - сила тяжести клетки кормушки, г;

Gг= ρг Vг - сила тяжести груза, г;

ρг – удельная масса (плотность) груза, г/см3;

Vг = Lг · bг · hг – объем груза кормушки, см3;

Lг - длина груза кормушки, см;

bг - ширина груза кормушки, см;

hг - высота груза кормушки, см;

Gкорм = ρк Vкл - сила тяжести корма, г;

ρк – удельная масса (плотность) корма, г/см3;

Vкл = Lк · bк · hк – объем клетки кормушки для прямоугольника или квадрата в сечении; для кормушек другого профиля в сечении Lк · Sк, где Sк - площадь сечения клетки кормушки, см3;

Lк – длина клетки кормушки, см;

bк - ширина клетки кормушки, см;

hк - высота клетки кормушки, см;

Vк = Vг + Vкл - объем кормушки с грузом и кормом, см3;

Тв = ρ Vк – выталкивающая сила от воды, действующая на кормушку, г;

ρ - плотность воды, ρ = 1,0 г/ см3;

Nк – реакция со стороны дна на кормушку, г;

Fтр = fг · Nк – сила трения кормушки о грунт дна, г;

fг - коэффициент трения кормушки о грунт дна (при нагребании грунта передней кромкой груза коэффициент трения растет);

Tфо – сила натяжения лески от течения, г;

Tфох = Tфо cosα - проекция силы Tфо на ось х, г ;

Tфоу = Tфо sinα - проекция силы Tфо на ось у, г ;

Lв – длина неподвижного водила, см;

hв - смещение водила по высоте, см;

Lc – смещение реакции Nк относительно передней кромки груза, см;

α – угол натяжения лески, град.

Реакция со стороны дна на кормушку Nк при ровном дне является равнодействующей силой от распределенных сил давления, возникших в контакте. Принимаем допущение, что по длине они изменяются по линейному закону, а по ширине являются одинаковыми в каком - либо из поперечных сечений груза (рисунок 3).

Обозначим давление под передней частью груза, под его передней гранью, как q пер, под задней частью груза, под его задней гранью, как q зад. При названных допущениях, при определенном значении реакции Nк и ее смещении Lc , можно однозначно подсчитать q пер и q зад, что и было сделано.

Для расчета возьмем кормушку со следующими данными: клетка кормушки - длина 5,0 см, ширина 4,0 см, высота 2,0 см; объем клетки 40,0 см3, масса клетки 4,0 г, удельная масса (плотность) корма, 1,05 г/см3, масса корма 42,0 г; груз - длина 5,0 см, ширина 2,0 см, высота  0,85 см, объем груза 8,5 см3, удельная масса (плотность) свинца 11,3 г/см3, масса груза 96,0 г; масса кормушки без корма 100,0 г, масса кормушки с кормом 142,0 г.

 

 

Длина заброса 30,0 м, глубина ловли 5,0 м, высота подъема вершинки фидера над уровнем воды 2,0 м, угол натяжения лески 13,5 град. Сила натяжения лески 50 г, то есть предполагается ловля на приличном течении.

Для начала рассмотрим изменение давления под грузом при длине неподвижного водила 0,5 см и его смещении по высоте 0,5 см. Затем посмотрим, как влияет на давление увеличение  высоты расположения неподвижного водила и увеличение его длины. Развернутые формулы по расчетам не предлагаю, чтобы не превращать статью в научную работу. Все получившиеся значения сведены в таблицу 1.

Проанализируем получившиеся результаты по пунктам 1 - 5. При минимальных значениях длины водила и высоты его расположения Lв = hв = 0,5 см давление под нижней плоскостью груза увеличивается в его задней части и уменьшается в передней, правда, незначительно. Это связано с тем, что плечо действия вертикальной составляющей от силы натяжения лески достаточно велико. При определенной высоте подъема неподвижного водила и заданном угле натяжения лески (при сохранении минимальной длины водила 0,5 см) происходит выравнивание давлений по длине нижней поверхности груза, в данном случае, при hв = 0,72 см (такая точность нужна для абсолютного выравнивания давлений). Для справки - если это давление (8,2 кг/см2) умножить на площадь груза, то получится усилие воздействия кормушки на дно в граммах, равное реакции со стороны дна на кормушку.

 

 

При дальнейшем увеличении смещения водила по высоте происходит перераспределение давлений с их увеличением под передней частью опорной поверхности груза и уменьшением под задней частью. Этот факт носит положительный характер, так как такое перераспределение давлений способствует нагребанию грунта передней кромкой груза и увеличением коэффициента сопротивления перемещению. При определенном значении hв = 2,0 см давление под задней частью опорной поверхности груза становится равным 0, а при hв = 2,85 см (больше не позволяет сделать высота кормушки) опорная поверхность уменьшается с 5,0 см до 4,1 см, то есть задняя часть груза повисает над дном. Давление под передней кромкой груза увеличивается еще больше, то есть груз начинает рыть носом грунт дна. Встреча с заглубившимися в дно камешками, ракушками дрейсены, будет только способствовать увеличению сцепных свойств. При hв = 2,0 см и hв = 2,85 см длина водила Lв принимается равной 0, то есть хомутик крепится непосредственно к клетке кормушки, что, практически, мало влияет на распределение давлений.

Увеличение длины неподвижного водила (пункты 6 - 8) при сохранении высоты расположения водила 0,5 см приводит к увеличению давления под задней частью груза с его уменьшением под передней частью, правда, интенсивность этих изменений меньше, чем при изменении высоты водила. Значительное уменьшение давления под передней частью груза считаю негативным явлением, способствующим успешному преодолению встречающихся препятствий.

А нельзя ли вывести формулу для высоты крепления неподвижного водила hв, по которой можно рассчитать, когда давление под нижней плоскостью груза по его длине распределяется равномерно? И эта формула перед вами:

hв = (Lг/2 +Lв) · sinα / (1 - sin2 α)0,5 где:                                                  (1)

 

Lг - длина груза кормушки, см;

Lв - длина неподвижного водила, см;

α – угол натяжения лески, град;

sinα = (Hв + Нф) / Lз;                                                                                 (2)

Hв - глубина водоема, м;

Нф - высота вершинки фидера над поверхностью воды, м;

Lз - дальность заброса, м.

 

 Высота крепления неподвижного водила hв зависит только от угла натяжения лески, длины груза и длины водила, то есть является универсальной. Еще раз повторюсь, что расчеты велись для груза в форме прямоугольного параллелепипеда.

При наличии такой формулы можно задать длину груза кормушки Lг, длину неподвижного водила Lв, угол натяжения лески α, и получить высоту расположения водила относительно нижней поверхности груза hв, при которой давление под грузом по его длине будет распределяться равномерно. Такие кормушки уже будут иметь неплохие сцепные свойства.

От массы кормушки, усилия натяжения лески, ширины груза эта формула напрямую не  зависит, хотя от этих параметров меняется величина равномерно распределенного давления под грузом. Уменьшение силы натяжения лески приводит при той же массе кормушки к росту давления. Уменьшение ширины груза также приводит к росту давления. Уменьшение массы кормушки приводит к уменьшению равномерно распределенного давления. То есть, формула показывает, при какой высоте водила давление под грузом будет равномерным, но не показывает, каким, именно, оно будет. Величина давления вычисляется по другим формулам, которые здесь не приводятся.

При желании увеличить нагребание грунта передней кромкой, необходимо получившуюся высоту расположения водила hв увеличить - чем больше будет увеличение, тем больше будет нагребание грунта. Увеличение глубины ловли при той же дальности заброса потребует увеличения высоты расположения неподвижного водила hв для обеспечения равномерного распределения давлений под грузом.

Эта формула позволяет выбрать нужную кормушку при посещении рыболовного магазина. Например, вы собираетесь ловить на дистанции 50,0 м с глубиной 10,0 м, вершинка фидера будет поднята над водой на 1,0 м. По формуле (2) вычисляется sin α = 0,22. Нужно выбрать понравившуюся кормушку примерно той массы, которая нужна для удержания дна на том  течении, на котором вы собираетесь ловить (из своего опыта ловли или из опыта ловли друзей). Замерив Lг и Lв кормушки, по формуле (1) вычисляется hв, затем замеряется hв кормушки, которую выбрали. Допустим Lг = 4,6 см, Lв = 1,2 см, тогда расчетное hв= 0,79. Именно при этой высоте расположения водила давление под грузом будет распределяться равномерно.

Если замеренное hв выбранной кормушки будет меньше расчетного, то давление под грузом будет распределяться неравномерно, с его увеличением под задней частью груза. Стоит выбрать кормушку с большей hв при той же длине неподвижного водила. Если кормушек с такой длиной водила больше нет, то надо начинать проводить расчеты и замеры с другой кормушкой. Если замеренное hв кормушки будет примерно равно расчетному, то давление под грузом будет распределяться близко к равномерному, кормушка будет иметь неплохие сцепные свойства.  Если замеренное hв кормушки будет больше расчетного, то это еще лучше - давление под грузом будет распределяться неравномерно, с его увеличением к передней части груза, кормушка будет рыть носом грунт дна и иметь увеличенные сцепные свойства.

Производителям кормушек есть смысл подготовить новый типоразмерный ряд кормушек с грузами в форме прямоугольного параллелепипеда, которые имеют определенные размеры в зависимости от длины заброса и глубины ловли. Массы кормушек должны соответствовать силе течения, то есть должны быть разными.

Считаю, что при ловле на канале им. Москвы с его максимальными глубинами 5,0 м - 7,5 м и дальностью заброса 25 - 50 м, мне бы вполне подошли кормушки с длиной водила 0,5 см и высотой водила 1,0 см. Длины грузов от 3,0 см до 5,0 см. При любых углах натяжения лески будет наблюдаться при этих параметрах кормушек или примерное равенство давлений под грузом по его длине или увеличение давлений под передней частью груза, что повышает сцепные свойства кормушек. Если высота груза меньше требуемой высоты водила, то петельку водила нужно приподнять над грузом при заливке ее свинцом. Масса кормушек от 40 г до 100 г.

Для повышения сцепных свойств конкретной кормушки определенных размеров и массы, если отсутствует кормушка большей массы, можно использовать дополнительный груз. Они бывают разной формы, вешают их также по-разному - все зависит от способа крепления. Масса кормушки с добавленным грузом увеличивается, сцепные свойства тоже, но полет при забросе этой системы грузов не всегда идеален и, зачастую, дальний заброс трудно осуществить.

Предлагается новый способ размещения груза, который не только повысит сцепные свойства кормушки, но и сохранит приличную дальность заброса. На рисунке 4 показана проставка из монолески с грузом «оливкой», с помощью которой можно увеличить сцепные свойства кормушки. Груз «оливка» из свинца имеет сквозное отверстие, стопор нужен в качестве отбойника при забросе оснастки. В рыболовных магазинах продаются груза «оливки» массой от 7 г до 85 г. Наиболее востребованные, я думаю, при ловле на течении будут груза от 14 до 28 г в виде добавки к массе основной кормушки. Соединяется проставка с фидерной оснасткой и кормушкой петля в петлю.

 

 

Лететь кормушка с таким грузом будет не хуже кормушки без груза. Проставка имеет определенные особенности, на которые есть смысл обратить внимание. Желательно груз после присоединения кормушки сдвинуть до упора к кормушке и запереть его стопором. После натяжения лески на течении груз будет давить на водило, увеличивая давление под нижней плоскостью груза в его передней части. Если кормушка выбрана по формуле (1), то давление под передней частью груза будет выше, чем под задней, и кормушка начнет рыть носом грунт дна, повышая сопротивление перемещению, а значит, сцепные свойства. Хотя и при расположении груза в каком - то промежуточном положении между стопором и водилом, груз уже начнет работать, воспринимая вертикальную составляющую силы натяжения лески и изменяя направление лески от кормушки.

В заключение остановлюсь на применении проставки из монолески с грузом «оливкой» на кормушке с грунтозацепами в передней части (рисунок 5).

 

Дополнительное действие груза на грунтозацепы, скорее всего, заставит их быстрее войти в грунт, повышая сцепные свойства кормушки. Грунтозацепы в нижней части имеют уширения (расплющены), что дополнительно увеличивает их сопротивление при попытках сдвига. Такой вариант грунтозацепов предлагался в статье [4].

 

Заключение

  1. У фидерных кормушек, у которых груз выполнен в виде прямоугольного параллелепипеда и расположен под контейнером (клеткой) есть еще варианты совершенствования. Цель совершенствования - повышение сцепных свойств.
  2. Увеличение длины водила Lв при сохранение высоты его расположения увеличивает давление на грунт дна под грузом в его задней части и уменьшает в передней. Увеличение длины водила снижает сцепные свойства фидерной кормушки, так как разгружается передняя часть груза и кормушка будет легче преодолевать неровности дна. Тянуть такую кормушку в толще воды при выматывании будет легче, но всплывать она будет ближе к берегу. При определенной длине водила и массе груза можно добиться уменьшение давления под грузом в его передней части до 0. Увеличение длины водила целесообразно при смещении назад центра масс груза или при расположении в задней части кормушки грунтозацепов.
  3. Увеличение высоты расположения водила hв при сохранении его длины увеличивает давление на грунт дна под грузом в его передней части и уменьшает в задней. При определенных значениях hв давление под задней частью груза может стать равным 0, а длина груза, под которым создается давление, даже уменьшиться (задняя часть груза повисает в воздухе). Это положительное явление, так как передняя кромка груза начинает нагребать грунт при перемещениях, повышая коэффициент сопротивления перемещению, а значит, сцепные свойства кормушки.
  4. Сцепные свойства кормушки уже будут неплохими, если обеспечить равномерное распределение давление под грузом по его длине. Выведена универсальная формула, которая позволяет вычислить высоту расположения водила hв в зависимости от угла натяжения лески α, длины груза Lг и длины водила Lв. Полученная высота расположения водила hв обеспечит равномерное распределение давление под грузом по его длине при любой массе кормушки и любом усилии натяжения лески, будет только меняться величина давления. Остается лишь подобрать массу кормушки под существующее течение. Изменяя высоту hв в ту или иную сторону, мы будем менять сцепные свойства кормушки.
  5. Производителям кормушек есть смысл подготовить новый типоразмерный ряд кормушек с грузами в форме прямоугольного параллелепипеда, которые имеют определенные размеры в зависимости от длины заброса и глубины ловли. Массы кормушек должны соответствовать силе течения, то есть должны быть разными.
  6. Считаю, что при ловле на канале им. Москвы с его максимальными глубинами 5,0 м - 7,5 м и дальностью заброса 25 - 50 м, мне бы вполне подошли кормушки с длиной водила 0,5 см и высотой водила 1,0 см, с разными длинами грузов от 3,0 см до 5,0 см. При любых углах натяжения лески при ловле на канале будет наблюдаться (при этих параметрах кормушек) или примерное равенство давлений под грузом по его длине или увеличение давлений под передней частью груза. Если высота груза меньше требуемой высоты водила, то петельку водила нужно приподнять над грузом при заливке ее свинцом. Масса кормушек от 40 г до 100 г.
  7. Использование проставки из монолески с грузом «оливкой» позволяет повысить сцепные свойства кормушек при сохранении их хороших полетных качеств при забросе.

 

Литература:

1. Поведение кормушки в воде при ее выматывании

2. Возможности повышения сцепных свойств фидерных кормушек

3. Особенности фидерной ловли на сильном течении

4. Фидерные кормушки для ловли на сильном течении

 
Смотрите также:
15.07.2018 Дип своими руками. // Мижурин Андрей Анатольевич. (Майор)
17.07.2018 Рыбалка фидером на реке Белая, день второй // Салапин Дмитрий (Starnak)
17.07.2018 Болонская ловля с Cralusso Surf // Андрей Пивоваров (Андрей240884)
20.07.2018 На рыбалку за крупной плотвой в июле на большую воду водохранилища // Зимарёв Дмитрий (Polevoi)
Рисунок 1 - Варианты фидерных кормушек: а) - кормушка-сетка ALLVEGA (Россия), Агидель L, 50г, черная; б) - кормушка с пластиковой сеткой Vegas (Украина), RV, 60 г; в) - кормушки Wirek (Польша), 60 г, с разными объемами контейнера
Рисунок 2 - Силы, действующие на кормушку с неподвижным водилом, и ее геометрические размеры
Рисунок 3 - Распределенные силы давления со стороны грунта
Таблица 1 - Изменение давления кормушки на грунт при увеличении высоты расположения водила и увеличении его длины
Рисунок 4 - Проставка из монолески с грузом «оливкой»
Просмотров
31
Просмотров
67
Просмотров
39
Просмотров
21
Просмотров
41
Рисунок 5 - Использование проставки с грузом «оливкой» на кормушке с грунтозацепами в передней части
Просмотров
44
 
Зарегистрируйтесь или войдите под своим именем, чтобы прокомментировать
20.08.2018 10:48:25
Ziller На 2-м этапе Чемпионата Республики Беларусь на реке Днепр возле Могилева было сильное течение, так спорты применяли аналог престоновской кормушки с задними лягушачьими лапками. Только она стояла. Такая конструкция приводила к самозапиранию кормушки на дне. Не у всех они были, поэтому многие из проволоки делал эти лапки. Некоторые банально увеличивали вес до возможного. Я не математик, но мне так кажется, чтобы приподнять заднюю часть груза надо бы убрать остроту шипов и наоборот закруглить концы как на санках для устойчивости на иле.
20.08.2018 17:48:56
Арчилыч Валерий (Ziller)! В этой статье о грунтозацепах упоминается только в связи с использованием проставки с грузом, то есть для дна из песка, суглинка, глины. Именно на таком дне кормушки часто скользят и нужно, чтобы грунтозацепы за грунт зацепились - поэтому они острые. Для ила при заднем расположении грунтозацепов и без проставки с грузом такая конструкция тоже годится - нижняя часть вся утонет в иле и грунтозацепы из проволоки за счет своей длины (форма такая) будут оказывать сопротивление перемещению. Носовая часть груза, погруженная в ил, будет также оказывать сопротивление. Считаю, что такая конструкция на Днепре в Беларуси отработала бы тоже неплохо. Многое еще зависит от толщины слоя ила и того грунта, что находится под ним.
Конструкция грунтозацепов в виде задних лягушачьих лапок (как ты пишешь), возможно, приподнимала заднюю часть груза, а его передняя часть рыла носом ил. Какая из конструкций лучше - надо смотреть на месте. А за информацию - спасибо!
21.07.2018 18:25:21
Nicky Привет, Игорь. Сразу критика подмигивание
Формула (1) пишется гораздо короче, если ввести тангенс угла. Но непонятна ее полезность. Мы же не можем менять высоту крепления водилы на водоеме...
Другая идея с оливкой - система двух сосредоточенных грузов, конечно, будет лететь хуже, болтаясь вокруг общего центра масс.
У меня есть одна идея, увеличение заглубления грунтозацепов в зависимости от силы (течения и) натяжения лески. Додумай сам, или можем обсудить при встрече крутой
21.07.2018 20:36:15
Арчилыч Николай, привет! Редко появляешься, я уж подумал, что ты собираешься бросить коллектив. А твое мнение мне всегда хотелось услышать!
Я специально в формуле (1) ушел от тангенса и оставил только синус, его легче посчитать (формула 2), все параметры известны.
Насчет полезности. Если ты знаешь, какое течение на водоеме, на какой дистанции и глубине будешь ловить, то ты заранее, перед выездом, можешь подобрать кормушки с нужной высотой крепления водила, рассчитав ее по формуле. Если водоем незнакомый, то ты подбираешь кормушки, у которых водило расположено как можно выше, а длина его небольшая (чем меньше, тем лучше). Но похоже, у нас "правильных" кормушек почти не делают.улыбка
Для того, чтобы увеличить массу кормушки, некоторые товарищи вешают на нее груз типа "чебурашка" или "груша", с петлями - представляешь динамику полета такого агрегата. В моем предложении хотя бы наблюдается соосность кормушки и груза, и, прижав дополнительный груз "стопором" к кормушке, я получу приемлемую динамику полета у своего тандема.победа!
Насчет идеи ты меня заинтриговал, неужели в четвертой статье я ее не озвучил?злой
21.07.2018 21:42:55
Nicky По-моему, нет. Идея заключается в том, чтобы использовать силу натяжения лески для соразмерного (динамического, независимого от человека) давления на выдвижение шипов, с помощью рычагов и/или пружин. Компрене муа?крутой
21.07.2018 22:09:42
Арчилыч Нужно, конечно, рассматривать конкретную схему. Какие-то мысли имеются, но не факт, что моя идея совпадает с твоей. Может черканешь статейку?

 
К началу
к началу