Астраханский сом в руку

Галыч

Ну что, в очередной раз еду в уже родные пенаты, на Нижнюю Волгу. В последний зимний выезд было принято решение сгонять попробовать половить сома, а за ним нужно ехать летом. Нас ещё тогда предупреждали: жарко будет, но мечта о соме взяла своё. Едем в июле после схода мошки. Самое время, да и не были мы в этот период там никогда. Туда полетел на самолёте. Наше с Михой барахло ещё с осени оставили там. Что-то докупили по мелочи, ну и плюс прикормка.

В летний период я здесь в первый раз. Погода, как и предполагалось, жаркая, но первые несколько дней дул сильный холодный ветер, так что особой жары не чувствовалось. Как обычно, сразу хочется объять необъятное и поймать всё и сразу.

Первые три дня – как в тумане, – сказывается накопившаяся усталость. Сняли ее, решив бытовые вопросы. Я за всё время, сколько езжу в те места, ни разу так часто не был в Астрахани, как в этот раз, но дело святое, – надо было.

До отъезда я прикупил в моём уже полюбившемся магазине на Пролетарке всяких приблуд для ловли сазана: прикормки CarpZoom, которые мне понравились ещё при выезде на Дон в мае, Traper карповый, пелетс разный, траперовскую же кукурузу и чего-то ещё, сейчас уже не вспомню. На «птичке» прикупил макуху в пакетах, макуху в таблетках, и, спасибо Серёге, (ака Serega) кукурузу в развес. Не купил только бойлы, хотя на форуме мне советовали взять, – не срослось.

Тарелочки Сагина

По приезде сходил на косу, где весной и осенью исправно ловили жерехов, покидать кастмастер, но сразу понял, что жереха не будет. Поймал несколько окуней и на этом решил закончить. Решил сделать добрый тазик прикормки, чтобы народ мог сидеть возле дома и ловить сазанов, пока некоторые товарищи плавали на лодке в поисках хищной рыбы. Закормил, настроили снасти. Закинули закидухи на жмых.

Коротенько по условиям. Место ловли и нашей стоянки – река Бузан, что ниже Астрахани, населенный пункт Марфино. Река неширокая, а-ля Ока или МР, много всяких речин; там вообще кругом всё делится на острова, разделённые протоками (речинами). Сазанов ловили возле дома. В 3-х метрах от кромки идёт резкий свал с 0,5 метра на 4-4,5 метра. Просто стена из твёрдой глины с норами раков, там же мы и брали грунт в прикормку.

Как поймать лягушку

Ловить лягушек дело весьма утомительное, при этом годятся лягушки определённого размера. Советую тем, кто едет надолго ловить на лягушку, заранее смастерить маленький сачёк из мелкой сетки. Можно ещё найти место, где нужного размера лягушек много, и вырыть там ямку полметра глубиной и утром брать оттуда лягушек. При ловле лягушек под Астраханью надо быть аккуратнее – змеи, причём их много, часто гады плавают прямо в воде. Сам пару раз чуть не наступил, когда вёл охоту на лягушек, в последний момент увидел, что змея почти под ногой.

Пока мы искали хищника на просторах Бузана, народ успешно ловил сазанов. (Мы приехали практически с нулём, не считая окуней и потери одного воблера, которого мы лишились, троллингуя, не выдержал карабин (вот гад), поклёвка была конкретная). На базе народ уже словил несколько сазанов, некоторые из них приличные. Вот что значит прикормить как следует, я даже и не рассчитывал, что будет ловиться возле дома, думал, придётся возить народ на ямы, где обычно ловят сазанов. А тут такое дело, что и ездить никуда не надо.

На другой день как обычно поехали искать хищную рыбу. Рыба плещется, но не берёт, хоть ты тресни. На обратном пути решили пройтись троллингом вдоль ямы, что выше дома. Ставим два спиннинга по разным бортам и вперёд. Егерь Сагин ведет баркас. При первом заходе сразу поклёвка, борьба – и на выходе жерех плачетчего ему на яме делать? хреновый знак – жереха не будет). Разворот – и новый заход. Вешается щука. Настроение в лодке возрастает, рыба есть. Опять разворот, и по новой заход на яму. Идём вдоль ямы на границе, известной только Сагину. На вопрос, почему не идём вдоль бровки, получаю ответ: поучи жену щи варить.

Смех смехом, но Сагин на водоеме – главный по тарелочкам. Поднимаемся выше по течению, и тут очередная поклёвка; сразу видно – сидит сомик. Я хоть их и не ловил, но знаю, как сопротивляется щука, жерех, судак, а тут тупо давит вниз, без каких-либо лишних телодвижений. Вот то, зачем приехал, и пусть это не трофей, для меня не важно. Главное – вот он, вот я и вот река. Настроение улучшается, делаем очередной заход и снова поклёвка, и опять сомик – всё как в кино. Четыре захода – четыре рыбы.

Вернулись на базу. Один спортсмен сказал, что троллинг – это неспортивно. Вопросов нет, больше не будем. Главное понять, что рыба есть. Настроение у всех позитивное, вкушаем прохладительные напитки, да что там говорить…

В это время народ «отрывается» по сазану… Днём на лодке ездить невозможно, жарко слишком, да и рыба тоже не жалует погоду, когда солнце в зените. Я не буду писать всё по дням, так как сейчас не вспомню точную хронологию событий, да и не нужно это особо. Скажу, что частенько возвращались с утренне- вечерних выездов на хищника с нулём. Окуня и щуку наловить вообще не вопрос, вода кишит ими, но размеры оставляют желать лучшего. Сазана решили днём ловить с берега, поставив два зонта. Какой-никакой, а тенёк. Первые несколько дней сазан исправно ловился на жмых. Потом жмых закончился. Я купил четыре пачки на всякий случай, так как не собирался особо заморачиваться по сазану, но река всё расставила по местам. Очередной замес прикормки – и шары отправляются прямо под бровку. Переделываю пару дубин с «резинки» на карповый монтаж, насадка четыре кукурузины. Результат не заставил себя ждать, так как в прикормке кукурузы было много. Пара сазанов села сразу. Но рассказать я хочу не про это, а про то, как мы ловили сазана с бровки на болонку и переделанный фидер под болонку.

Как я написал выше, глубина 4-4,5 метра, перед ней – свал. Поплавок под тюльпан. Крупный крючок, на котором 2-4 кукурузины. Передать эмоции, когда сазан на 5 килограммов возит тебя 20-30 минут – и это на болонку – просто нереально. Нас было много народу, так что все приняли участие в этом незабываемом мероприятии. Люди, которые вообще никогда удочки в руках не держали – вы бы видели их глаза, как дети, ей Богу. Ну, в общем, все остались очень довольными.

Опыты с сомом

На сома у меня была куча воблеров, но работал один потрёпанный воблер Сагина. Мои воблеры пройдут испытание ближе к осени, сейчас, видимо, было не их время. Поэтому следующими номерами была ловля сома на лягушку в отвес плавом и с лодки на яме со дна, пользуясь при этом квоком. Привезли в этот раз три разных квока, может хоть один да заработает. Лягушка насажена, снасть на дне под лодкой по обоим бортам. Звук квока идёт по всей реке. Практически сразу идёт поклёвка. Поклёвка состоит из нескольких плачетне резких) подёргиваний вниз, затем потяжка более сильная, сразу же подсечка – ну а далее всё как обычно. Адреналин, глухая тяжесть на другом конце, которая тупо давит. Спутать сома ни с кем нельзя, ну, по крайней мере, с тем, что я ловил. За этот выезд мы выловили трех сомиков, все как стандарт – примерно в 5-6 килограммов.

После того как мы словили первых двух сомиков троллингом, решили попробовать сами квочить с мостка, чтобы хоть понимать, как этот зверь (квок) работает. Так вот, раза с хрен пойми какого поймал ритм, и сомики, те, что уже пойманные и привязанные к мостку, начали просто с ума сходить. Когда они стали выделывать разные выкрутасы, я и понял, что квок заработал. Интересный опыт.

В очередной заезд я отправился на другую яму – туда, где мы ловли жереха весной и осенью. Здесь резкий свал, и видно, как сильно вода крутит на ней. Миха опускает снасть и поднимает её на 1-1,5 метра от дна, Сагин начинает квочить, практически сразу идёт поклёвка, и сомик под 10 кило вешается на снасть. Борьба с заветной рыбой, Миха довольный, настроение просто зашибись. Потом там плавали, но результата не было, одиночный сом, что ли, был, ну да ладно, и так неплохо. Несколько последующих дней возвращались в поиске сомов с нулём.

В следующий раз едем на дальнюю яму. Яма хорошая, с резким свалом посередине и таким же резким подъёмом через десяток метров до половины уровня свала, далее идёт несколько переходов и видно, как на поверхности водоворотом крутит воду и всё, что по ней плывёт.

Начинаем с начала ямы идти плавом. Приходится постоянно фиксировать дно, чтоб вести наживку над дном, а перепады приличные. На очередном проплыве я получаю поклёвку, выжидаю и вот пора делать подсечку. Далее моя дубина, по-другому не назвать, сгибается просто в дугу, тяжесть весьма конкретная, так ещё и ходит не спеша в разные стороны, при этом тупо давит вниз. Фрикцион жужжит как резаный.

К слову сказать, у меня стояла мультипликаторная катушка, а на «мульты» я не ловил никогда, и навыков по работе с такими катушками у меня нет. Долго выставлял фрикцион, да и то неумело как-то. И вот после минут десяти, наверное, я всё же подтаскиваю сома к лодке, и практически у самой лодки, сделав уже пару кругов вокруг под ее днищем, сом рвёт поводок. Уверен, друзья, никому из вас не нужно рассказывать, что я в этот момент испытал, как я только в сердцах себя не называл. Ну, в общем, криворукий рукожоп (детям прочитать и забыть – ред.). Сом, по прикидкам, был точно за двадцатку, по прикидкам не только моим, а ещё и присутствующих на лодке и у каждого из нас к тому моменту был уже, хоть и небольшой, но свой собственный опыт по вываживанию сомиков. Так вот этот был чемпионом. Ну что могу сказать, сам виноват, не хватило опыта по работе со снастью. Далее, сидя в лодке, я, да и остальные, заметили, что у меня тупо трясутся руки. Со мной такое впервые, незабываемое впечатление. Кстати, у меня сохранился кусок видео с заключительным этапом вываживания.

На одном из отрезков реки шли плавом и нашли место, где поклёвки сомиков были частыми, но размеры рыбы оставляли желать лучшего. Плюс-минус килограмм – для всех амнистия. На последние несколько дней к нам приехал наш друг, которому хотелось всё и сразу, ну как всегда в таких случаях. На старых местах плавом тихо. На стояке тоже тихо, как на зло. Делать нечего, давай троллингом зайдём на старое место, пусть человек приобщится к рыбалке на Нижней Волге. Делаем первый заход. Тихо, второй заход и при входе в яму идёт поклёвка, вешается сом. Лёха неумело начинает вываживание. Советчиков как на Красной Площади: куда там, все опытные сомятники. Спустя какое-то время Лёха вываживает сома на 10 килограммов. Если быть точными, то что-то там 9800 с копейками. Далее мы ещё несколько раз зашли троллем, и Лёха вытащил ещё одного сомика, но меньше первого. Очередной заход, поклёвка – и рыба заводит в глухой зацеп, так мы лишились рабочего воблера.

Поклёвки сома идут практически сразу, как начинали квочить, то есть, нет смысла сидеть и часами выжидать подхода сома, если он рядом есть, то вы об этом скоро узнаете, если квок рабочий. Ну, вот собственно и всё, что хотел рассказать относительно моего опыта ловли сомов. Первый опыт, так сказать. Чуть не забыл, несколько раз наблюдали такую картину на ямах. Ловим сома на яме, вдруг совсем близко показывается здоровенный хвост сома на полтела вверх, и далее видно как он идёт по поверхности над ямой, видно это по куче пузырей. И так три раза за полчаса, потом такую же картину видели на яме, где на выходе ловили щурьё, затем переместились в другое место, и оттуда было видно, как сом развлекается.

В следующий раз – жерехи и судаки

По этим рыбам мы пролетели как фанера над Парижем. В нашем месте река изобилует жерехом, его там действительно много, о чём свидетельствуют мои предыдущие отчёты на форуме, но теперь жерех бастовал. Несколько раз видели, как на разных точках бьёт жерех, но блесну не берёт. Один раз в речине, проплывая мимо, заметили, как охотится жерех, остановились. Делаю заброс прямо в точку всплеска, сразу же удар, но промах. Далее покидали ещё минут 15, но безрезультативно. Неоднократно видели, как в прибрежной зоне на границе водорослей и свала бьёт жерех, но всё напрасно, в три спиннинга кидали под разными углами, разными весами – глухо. Порой экземпляры были хорошие, но не подпускают на расстояние броска кастмастера.

Думаю, что в это время жерех ещё не собрался в стаи, к тому же ему хватает молодняка в прибрежной зоне. Там реально малька тьма, какие там кастмастеры, поперы и всё такое. Либо мы просто так попали, что жерех бастовал. Через неделю после нашего отъезда ребята взяли нескольких жерехов, один на 4,7 килограмма. Короче, нам не фартануло. За весь период мы поймали двух жерехов. Первый – на троллинг с ямы, второго возле острова на косе, прямо на закате.

С судаком вообще история отдельная. В первый наш приезд в эти края, а это было весной два года назад, мы половили судака очень неплохо, и пусть экземпляры не гигантские, но 1-1,5 килограммовых ловили без проблем. После этого с судаком нам там просто не везёт, такое впечатление, что его там просто нет, хотя местные ловят его, да и в плавных сетях его достаточно, а на джиг (со всеми вариациями) не берёт. Местные ловят плавом в отвес на вертикальные блёсна, шестигранники.

Частенько попадается, сам много раз видел. В этот раз я поймал судачка, так же как и Миха своего жерешка, на закате. Оба мы словили рыб на кастматеры. Я впервые поймал судака на кастмастер, причём при падении. Ещё одного поймали прямо с мостка возле дома, но уж больно мелкий он был – амнистия. …С зимы мы хотели поехать половить сома – и мы его поймали, пусть не трофейного, да и, наверное, это было бы слишком, чтобы всё да сразу. Сазаньё половили от души. Щуки и окуня тоже наловили, пусть и не крупных (за этими нужно осенью ехать), но всё же. Жереха не половили – да и ладно, в другой раз поймаем, благо с этим там проблем нет. Да и опять же, не время за ними ехать.

Вообще, конечно, я ожидал более продуктивной рыбалки, но в очередной раз убеждаюсь в том, что Нижняя Волга – не аквариум, где что не кинь, так экземпляр. Нужно работать над собой, знать местность (Сагину отдельный респект,  теоретиков полно, а практиков мало), знать, когда ехать и за чем. Для себя решил, что летом больше не поеду и вот почему. Я к жаре отношусь терпимо, если бы и рыба так же, то мог бы целый день на воде быть. А так, ловля ограничена. Утром часов до 11-12, ну и вечером с 7 до заката, далее комары просто не дают ловить. Ну а днём либо в доме под кондеем, либо под зонтом (если к жаре спокойно) ловишь сазанов, карасей. Другое дело весна, осень, когда можно целый день с утра до вечера утюжить воду разными приманками. Ну да это, как говорится, каждому своё.

Буду рад, если кому-то мой опыт поможет с дальнейшим решениями по Нижней Волге. Хотел бы сказать спасибо всем, кто принимал участие, пусть даже косвенное: мужику с карасём (ну ему многое за что), Серёге (ака Sergey) за напоминание

по кукурузе, ребятам из магазина «Всё для любимой рыбалки», ТД «Кеш» за прикормку и напутствия на дорогу, ну и всем участникам форума!